Пресс-показ фильма прошел в кинотеатре «Родина». Это первая крупная премьера в этом году, приуроченная к празднованию столетия образования Республики Башкортостан.
В фильме нет главного героя в привычном смысле: ключевым для авторов становится восстановление на экране хроники событий 20-30-х гг. ХХ века в Башкирии. Очевидно, что даже двухчасовой хронометраж не в состоянии вместить подробный рассказ об эпохе, поэтому на введение в контекст отдана вся первая половина фильма, представляющая собой неповоротливый набор большого количества фактов.
Предельно короткими эпизодами авторы показывают с десяток основных персонажей – представителей творческой интеллигенции 30-х годов: это певец и композитор Газиз Альмухаметов (Рафик Хасанов), писатели Даут Юлтый (Рамзиль Сальманов) и Хадия Давлетшина (Лилия Искужина), актриса Зайтуна Бикбулатова (Рушанна Бабич), театральный деятель Валиулла Муртазин-Иманский (Руслан Хайсаров) и др. Зритель не успевает узнать о них ничего, кроме профессии, наличия несомненного таланта и масштаба их созидательной деятельности. Что касается последнего, то «Первая республика» – опять же из-за неадекватности замысла хронометражу – не показывает события, как это обычно принято в кино, а рассказывает о них, заполняя реплики героев все новыми историческими фактами.
Педантичное стремление к документальности и, как следствие, обязательное упоминание большого количества персонажей, не связанных с развитием сюжета, превращает фильм в список имен и должностей, среди которых легко потеряться. Даже заявленный в самом начале стержневой персонаж – журналист Касим Азнабаев, от чьего лица предположительно идет рассказ, – быстро тонет в агрессивном неймдроппинге и вновь возникает лишь в финале, потому что подводить итоги больше некому. По сути, история «Первой республики» подается не столько глазами Азнабаева, сколько условным рассказчиком, объединяющим истории каждого из многочисленных главных героев.