0

Любовь Борисова: «Мы работаем не ради красных дорожек. И не ради денег»

Любовь Борисова

Режиссерский дебют Любови Борисовой оказался оглушительно успешным: фильм «Надо мною солнце не садится» получил два приза Московского международного кинофестиваля, в том числе приз зрительских симпатий. При этом он имеет шансы выйти не только в российский прокат, но и международный. Однако это не первая ее работа в кино. В интервью Любовь Борисова рассказала и о своем последнем фильме, и о том, что было до.

В фильмографию Любови Борисовой входят самые кассовые и титулованные фильмы последних лет: «Айыы Уола», «Кэрэл», «Царь-птица», а также телесериалы «Ыллыктар», «Олох тугэннэрэ».

Кем она только не была: и продюсером, и вторым режиссером, и режиссером монтажа (просьба не путать эти понятия!). Кроме этого, на youtube у нее есть свой канал для детей (Okoo Canal), и многие родители признаются, что без ее сказок и мультиков на ночь их отпрыски отказываются ложиться спать (кстати, младшая сестра главного героя фильма «Надо мною солнце не садится» смотрит на своем планшете именно его).

В общем, Любовь Борисова – настоящий универсал.

Банковская самодеятельность

А наше с ней интервью началось, как водится, с вопроса, что привело ее в кино.

— На пятилетие банка, где я тогда работала, решено было снять две короткометражки. А мой брат Володя был сотрудником филиала НВК «Саха» и научил меня монтировать, так что это дело поручили мне.

— Интересно, на что похожи съемки в банке? Тамошняя атмосфера вроде совсем не располагает…

— Оба фильма мы сняли у меня дома за один-единственный выходной.

— Не верю, как говорил Станиславский. Пусть это и короткометражки, но снять их за один день?

— Благодаря жесткому планированию – съемочный день был расписан по минутам.

— А что в результате?

— Всем понравилось, и летом мы решили замахнуться на полный метр. Я написала сценарий и вышла на небольшую студию «Номад». Мы создали под него ООО, начали искать деньги.

И тут наклюнулся другой проект – сериал Аркадия Новикова «Тишка-Мишка, кот на крыше». Бюджет был минимальный: мы нашли деньги только на еду и ГСМ.

— За идею, значит, работали.

— Днем снимали, вечером монтировали, ночью часов до трех придумывали следующую серию. Потом мы засыпали, а Аркадий додумывал ход действия, и утром нас уже ждал готовый сюжет. То есть почти готовый – когда доходило до диалогов, актерам приходилось импровизировать, а мы на это смотрели, сами порой не зная, что будет дальше.

«Ловила подсказки Вселенной»

Возвращаться после этого в банк было невыносимо. И я ушла – в никуда. Какое-то время занималась всем подряд и ловила подсказки Вселенной. Кто бы куда ни позвал – соглашалась.

Как раз в это время известная в нашей республике многим Эмили Май и ее муж Кристоф Була собрались снимать на севере якутскую часть своего фильма «Кочевое детство». Я в одиночку свозила их в Момский улус. Посмотрела, как работают европейцы. Это была хорошая школа.

— Интересно, каково было режиссеру. Эмили-то не первый раз в Якутии, а месье Була о нас только от нее, небось, и узнал.

— Когда мы снимали в горах, пришел прогноз, что надвигается циклон – говорили, что это на месяц, а он не хотел снимать в пасмурную погоду. У нас же не только солнце засело за тучи, так еще и олени отказывались бежать на камеру.

Тогда я намазала хлеб маслом и дала Кристофу: «Иди, поговори с природой, попроси помочь». Он поначалу не понял, а бутерброд даже порывался съесть, но Эмили остановила и начала ему втолковывать по-французски то, что я пыталась объяснить по-английски.

В итоге он все-таки покормил землю, и тут же, как по заказу, «включилось» солнце, а олени дружно побежали в нужную сторону.

Для тех, кто работает в кино, такое – в порядке вещей.

«Айыы Уола». Пустельга

— Когда режиссер Эдуард Новиков готовился к съемкам фильма «Айыы Уола», в ходе работы над сценарием он решил, что первая сцена должна быть символичной: герой освобождает птицу, запутавшуюся в сети. Изначально это происходило в теплице.

Но нам сразу стало ясно, что надо оторваться от земли – чердак будет в самый раз. А пока мы это обсуждали, оператор Сема Аманатов слушал и зарисовывал: вот крыша, старый стул слева от чердачной двери, рядом детская юла…

Потом мы позвонили маме Александра Самсонова, Марфе Иннокентьевне: «У вас на крыше есть старый хлам?». Она сказала, что нет. Ладно, думаем, натаскаем от соседей.

Приезжаем в Улахан-Ан, а там выяснилось, что вход на крышу у них со стороны улицы. Нам это не подходило. С позволения Марфы Иннокентьевны выпилили вход со двора, приставили лестницу, поднялись и увидели… старый стул слева от дверцы и юлу! Тут же лежала и металлическая сетка, в которой должна была запутаться птица.

— Не удивлюсь, если и птица сама к вам прилетела.

— С птицей была совершенно особая история. По сценарию это был жаворонок, однако поймать его не удалось, и под конец мы были уже согласны на любую птицу. Продюсер Марианна Скрыбыкина поехала в «Орто Дойду» и сказала: «Хоть попугая дайте!».

За три до съемок я, сидя в офисе, услышала – кто-то царапается в окно. Смотрю – пустельга. Сидит и смотрит на меня, крылья расправила, хлопает ими, но не улетает. Я ее сфотографировала.

Александр Румянцев

Александр Румянцев

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.