Якутское кино снимается на почти голом энтузиазме. Бюджеты фильмов очень ограничены и, как правило, работа идёт за свой счёт, реже при поддержке инвесторов. Однако сейчас якутские фильмы показывают на кинофестивалях в Москве, Пусане, Берлине и других городах, а на родине фильмы региональных представителей намного популярнее голливудских работ.
Как так вышло и чему нам стоит поучиться у якутского кино — в нашей статье.
Зарождение кинематографа в Якутии
В Якутии кинематограф появился в конце ноября 1911 года. Газета «Сибирь», издававшаяся в Иркутске тогда писала, что «при областном (Якутском) музее установлен кинематограф». Снимать собственные фильмы стали центральные киностудии в 30-х годах. Тогда это было документальное кино о Якутии. Примерно в это же время был заложен фундамент кино в регионе, открылись первые курсы киномехаников.
Началом зарождения киностудии в Якутии можно считать 1990 год, когда было организовано Творческое Объединения «Северфильм». Первый фильм этой группы — «Серединный мир». В нем средствами киноязыка воссоздали самобытный мир и образ народа саха. Можно считать, что с него началось формирование традиций якутского кино.
Особенность якутского кино
Дань традициям
В попытках найти свой путь, режиссёры обратились к народному эпосу — олонхо. В нём заключён изначальный этический и эстетический идеал народа саха, он отражает мировоззрение и мудрость, понимание своего места во вселенной.
Олонхо рисует простую модель мира, в которой Вселенная делится на три части, населённые людьми, духами и богами, всё подчинено строгому порядку, всё находится в состоянии гармонии и равновесия. Это прослеживается и в кинематографе.
Кино для своих
При съёмке фильмов режиссёры учитывают желания аудитории. Фильмы чаще всего показывают в границах республики, почти все фильмы выходят с озвучкой на национальном языке и русскими субтитрами. Разговор идёт со своими и о своём, и людям нравится слышать родную речь с экранов.
Сами киношники тоже признают, что продукт предназначен для внутреннего пользования и не нацелен на внешнюю аудиторию, но якутское кино все равно распространилось далеко за пределы региона.
Целомудрие и фольклорность
Критики видят в якутском кино некую наивность и продолжение изустных традиций: ситуации в фильмах стереотипны, герои всегда чётко делятся на плохих и хороших, добрых и злых.
Насилие в якутских картинах всё же присутствует, но только в ужастиках или фильмах про криминал, да и то в незначительных количествах. А вот эротических сцен почти нет, местный зритель принять такое не готов.
В чём секрет?
Якутское кино — особенное явление. На его формирование повлияли три самых важных фактора: его делали люди, одержимые своей идеей, местные власти старались поддержать творчество и создавали соответствующие организации, но самое главное — благосклонная аудитория, которая положительно реагирует на свои фильмы, посещая их в кинотеатрах.
Одним из основателей якутского кино, который сделал его таким, каким мы его знаем стал директор АНО «Якутская республиканская киносеть» Пётр Чиряев. Он, кстати говоря, совсем скоро приезжает в Тюмень аж на два мероприятия: стартегическую сессию, где будут определять пути развития тюменского кино и на медиашколу, чтобы поделиться своими знаниями со всеми желающими.
Каждый из вас, дочитавших эту статью, может стать частью этих мероприятий. Главное — заполнить анкету.
Статью подготовила — Лиза Коган