0

Феномен якутского кино

Феномен якутского кино

Якутское кино снимается на почти голом энтузиазме. Бюджеты фильмов очень ограничены и, как правило, работа идёт за свой счёт, реже при поддержке инвесторов. Однако сейчас якутские фильмы показывают на кинофестивалях в Москве, Пусане, Берлине и других городах, а на родине фильмы региональных представителей намного популярнее голливудских работ.

Как так вышло и чему нам стоит поучиться у якутского кино — в нашей статье.

Комедийный фильм режиссёра Анатолия Кириллина

Зарождение кинематографа в Якутии

В Якутии кинематограф появился в конце ноября 1911 года. Газета «Сибирь», издававшаяся в Иркутске тогда писала, что «при областном (Якутском) музее установлен кинематограф». Снимать собственные фильмы стали центральные киностудии в 30-х годах. Тогда это было документальное кино о Якутии. Примерно в это же время был заложен фундамент кино в регионе, открылись первые курсы киномехаников.

Якутское кино на Берлинале-2017

Началом зарождения киностудии в Якутии можно считать 1990 год, когда было организовано Творческое Объединения «Северфильм». Первый фильм этой группы — «Серединный мир». В нем средствами киноязыка воссоздали самобытный мир и образ народа саха. Можно считать, что с него началось формирование традиций якутского кино.

Особенность якутского кино

Дань традициям

В попытках найти свой путь, режиссёры обратились к народному эпосу — олонхо. В нём заключён изначальный этический и эстетический идеал народа саха, он отражает мировоззрение и мудрость, понимание своего места во вселенной.

Олонхо рисует простую модель мира, в которой Вселенная делится на три части, населённые людьми, духами и богами, всё подчинено строгому порядку, всё находится в состоянии гармонии и равновесия. Это прослеживается и в кинематографе.

Кино для своих

При съёмке фильмов режиссёры учитывают желания аудитории. Фильмы чаще всего показывают в границах республики, почти все фильмы выходят с озвучкой на национальном языке и русскими субтитрами. Разговор идёт со своими и о своём, и людям нравится слышать родную речь с экранов.

Сами киношники тоже признают, что продукт предназначен для внутреннего пользования и не нацелен на внешнюю аудиторию, но якутское кино все равно распространилось далеко за пределы региона.

Кадр из фильма «Царь-птица» на Московском международном фестивале

Целомудрие и фольклорность

Критики видят в якутском кино некую наивность и продолжение изустных традиций: ситуации в фильмах стереотипны, герои всегда чётко делятся на плохих и хороших, добрых и злых.

Насилие в якутских картинах всё же присутствует, но только в ужастиках или фильмах про криминал, да и то в незначительных количествах. А вот эротических сцен почти нет, местный зритель принять такое не готов.

В чём секрет?

Онлайн кинотеатр со всеми якутскими фильмами

Якутское кино — особенное явление. На его формирование повлияли три самых важных фактора: его делали люди, одержимые своей идеей, местные власти старались поддержать творчество и создавали соответствующие организации, но самое главное — благосклонная аудитория, которая положительно реагирует на свои фильмы, посещая их в кинотеатрах.

Одним из основателей якутского кино, который сделал его таким, каким мы его знаем стал директор АНО «Якутская республиканская киносеть» Пётр Чиряев. Он, кстати говоря, совсем скоро приезжает в Тюмень аж на два мероприятия: стартегическую сессию, где будут определять пути развития тюменского кино и на медиашколу, чтобы поделиться своими знаниями со всеми желающими.

Каждый из вас, дочитавших эту статью, может стать частью этих мероприятий. Главное — заполнить анкету.

Статью подготовила — Лиза Коган

Оригинал

Алексей Казаков

Алексей Казаков

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.