Выпускник ВГИКа уфимец Даян Гайткулов с начала нулевых живет и работает в Москве оператором-постановщиком. Он начал карьеру со съемок сериала из 90 эпизодов, сейчас в его творческой копилке – сериалы для федеральных каналов, а также полнометражные фильмы «Ч/Б», «Код апокалипсиса» и др. Как найти пространство для творчества на современном телевидении и почему разговор в комнате снять не проще, чем взрыв автомобиля, Даян рассказал в интервью RBtoday.
– Вы с самого начала хотели стать оператором?
– Да, когда еще учился в школе. Не знаю, почему, но эта профессия меня по-настоящему увлекала. Классе в шестом-седьмом ходил в фотокружок. Отец меня заставлял в авиационный институт поступать, а я не хотел. Учительница математики посоветовала попробовать силы в киностудии «Башкортостан», дала адрес, и после окончания школы я сразу пошел туда. Экзамен в авиационный завалил. А тогда киностудия отправляла во ВГИК учиться нашу молодежь, мне предложили поехать и поступить на звукорежиссера. Но я отказался. Зачем мне быть звукорежиссером, когда я хотел на оператора? В итоге я остался обычным рабочим на киностудии. Тихонечко дорос до ассистента Рияза Исхакова. Потом стал фокус-пулером (отвечает за фокус на кинокамере. – Прим. ред.), механиком камеры. С Риязом отработал четыре картины, поездили по экспедициям по Башкирии. Потом с ним же мы поехали поступать во ВГИК. Денег там не хватало, порой даже на дорогу. Отец был недоволен, но мне не хотелось возвращаться в провинцию. Потом удалось получить первую работу на сериалах и все завертелось. В общем, ничего сказочного здесь нет.
– Чему научил Рияз?
– Он дал огромный толчок к развитию. Учитель он потрясающий, всегда поражал своими находками. Научил чувствовать свет. Многое из того, что я у него почерпнул, очень помогло при поступлении во ВГИК.
– Вашим дебютом стали короткометражки «Кровать» и «Ночью можно» Айсыуака Юмагулова. Какие были впечатления?
– Было интересно. Понятия не имел, что в итоге получится. Тогда еще на пленку снимали. Когда работали с Риязом, была «Свема дс5м». Потом появился «Кодак», и там уже, конечно, совсем другие впечатления и другое качество.