В рамках юбилейного ММКФ Молодежный центр Союза кинематографистов продемонстрировал «Карту региональных проектов», показав лидеров кинопроизводства и проката Якутии, Бурятии, Татарстана, Башкирии, Карелии, Ставропольского и Алтайского краев, Перми, Иркутска, Челябинска, Тюмени, Тольятти, Новосибирска, Воронежа, Архангельска.
Отечественное кино все чаще тяготится московской пропиской. Кинематографисты идут в народ и буквально приподнимают его над житьем-бытьем, попутно открывая красоту людей, восстанавливают престиж и привлекательность русской глубинки.
«Мы составили кинорейтинг регионов, в нескольких провели Стратегические сессии с представителями власти. Всем регионам не нужно развиваться по единому шаблону, потому что они очень разные. У каждого должно быть свое кинематографическое лицо», — подчеркнул ведущий презентации генеральный директор «Роскультпроекта» Олег Иванов.
Особенно внушительным оказался рост якутской кинематографии: за минувшие 14 лет местные режиссеры сняли и показали 178 игровых и около ста документальных работ, завоевали 75 наград на международных и отечественных фестивалях. И главное — было реализовано более полутора миллионов билетов на киносеансы своей не столь уж обширной киносети (в начале века функционировало всего четыре площадки, сейчас действует 43 зала, а к 2020 году 111 кинотеатров охватят все население Сахи). В ряде регионов уже сейчас прогнозируется не менее стремительный рост: люди голосуют рублем, хотят снимать и смотреть кино про себя и свой край.
Итоги презентации будут представлены в выпущенном Союзом кинематографистов сборнике, но главный вектор уже понятен — речь идет о возрождении органической целостности исторического пространства, точкой сборки которой выступил 40-й ММКФ. Верится, недалек день, когда региональные ленты будут конкурировать с зарубежными участниками смотра. В этом случае Московский фестиваль станет мастерской по переформатированию мирового кинопроцесса, рабочей альтернативой глобальной ярмарке тщеславия и аттракционов, в которых увязло «важнейшее из искусств».
Естественно, на передний край борьбы за правду жизни и неравнодушного зрителя все активнее выдвигаются вольные стрелки — документалисты. Теперь они обрели свой виртуальный дом, онлайн-кинотеатр Nonfiction.film.