16-го марта в рамках Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале состоялась презентация каталога «Анимационные школы России», созданного в рамках партнерской программы между дирекцией Открытого российского фестиваля анимационного кино и Союза кинематографистов РФ при поддержке Национального фонда правообладателей. Сборник включает в себя актуальную информацию о структурных подразделениях, осуществляющих образовательную деятельность по анимационным специальностям. В нем представлено 12 вузов, 4 колледжа, 14 организаций дополнительного профессионального образования и прочая справочная информация.
По словам авторов сборника, была решена серьезная задача: разнородную информацию подать в унифицированном стиле, чтобы удобно было сравнивать, где и как можно учиться. Чтобы подчеркнуть специфику и своеобразие учреждений, в каталоге для каждого учреждения представлена историческая справка. В качестве дополнительной информации указано, какие учреждения готовы проводить целевые наборы по заказу и под потребности студий.
На презентации были затронуты важные вопросы профессионального образования в анимационной отрасли.
Алена Сычева, куратор сборника, pr-директор ОРФАК-2019: «Сейчас идет активная работа по выработке профессиональных стандартов анимационной отрасли. Она должна в итоге привести и к установлению образовательных стандартов. Сегодня благодаря деятельности Ассоциации анимационного кино приняты три новых профстандарта: художник-аниматор, специалист по визуализации в анимационном кино, специалист по подготвоке и производству анимационного кино. Основная подготовка этих специалистов происходит, как правило, не на уровне высшего образования, а на уровне специального профессионального образования.
Говоря о высшем образовании можно заметить, что при работе над справочником выявились потенциально неблагоприятные для развития отрасли факты и тренды. Реформа образовательных стандартов 2015 года неумолимо ведет к тому, что обучение по специальности «режиссура анимационного кино» практически уходит в небытие. Минобрнауки в 2015 году утвердило новый перечень направлений подготовки и новую номенклатуру специальностей высшего образования. Введение балаквариата и магистратуры привело к слому всех традиций. На текущий момент кадры среднего и высшего звена заперты в узком направлении дизайна, а высшие (режиссеры) – в телевидении и видеокоммуникации. На сегодня специалитет смогли сохранить лишь ВГИК, ГУКИТ и КазГИК. Только в рамках специалитета сохранилась полноценная номенклатура направлений педагогов-специалистов кинематографических искусств, в том числе режиссеров анимационного кино. Однако бюджетных мест катастрофически мало: ВГИК-6, ГУКИТ -1, КазГИК-3. В долгосрочной перспективе из-за реформы может произойти дефицит кадров, который можно решить только развитием институтов повышения квалификации.
В процессе подготовки справочника мы разослали соответствующие запросы в профильные министерства и ведомства. Ответ Минкульта нас обнадежил. К столетию ВГИК в 2019 году на базе ВУЗа с 2019 года будет создан центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в области экранных искусств».
На презентации все эксперты пришли к единому мнению, что первостепенная задача анимационного сообщества – стремиться к тому, чтобы в ближайшее время на базе различных учреждений готовили как можно больше кадров по анимационным специальностям с присвоением квалификации – педагог, чтобы была возможность развивать подготовку анимационных кадров и в регионах.