19 апреля на Московском международном кинофестивале в рамках конкурсной программы состоялась мировая премьера якутского фильма «Надо мною солнце не садится». Его создатели не первый раз приезжают на главный киносмотр страны: в прошлом году их картина «Царь-птица» получила Гран-при ММКФ. Режиссёр Любовь Борисова и продюсер Сардана Саввина рассказали Профисинема о работе над проектом, а также про киноиндустрию республики.
Алексей Беззубиков: Картина «Надо мною солнце не садится» с искренностью говорит о вечных и близких человеку любой культуры темах семьи, памяти и жизненных приоритетов. В какой степени ваш собственный жизненный опыт повлиял на работу над фильмом?
Любовь Борисова: Фильм снят по мотивам повести «Каменный мыс» якутского писателя Николая Лугинова. Из неё мы взяли линию старика, потерявшего дочь. Вторая составляющая сюжета — история парня, который испытывает проблемы с отцом и скорбит по ушедшим из жизни матери и бабушке. Эта линия родилась, когда я слушала песню нашего композитора Моисея Кобякова — «Старые фотографии» называется. Мне она давно нравилась, в ней есть некая драматургия, там речь идёт о покойных родственниках (матери и бабушке). От песни пришёл образ этого мальчика и появилось виденье фильма. Туда же влился старик из «Каменного мыса» и всё само-собой получилось. Потом я узнала, что стихи к песне написал один из моих друзей — Алексей Амбросьев младший, тоже якутский кинорежиссёр. Это его личная история, он во многих своих фильмах обыгрывает подобные мотивы. В общем, я совместила две истории — из повести и песни.
Алексей Беззубиков: Повесть «Каменный мыс», по мотивам которой создан ваш сценарий, была написана ещё в СССР. Тем не менее, неотъемлемую роль в сюжете картины играют интернет, видеоблоги и мессенджеры. Как вы решились интегрировать столь современные реалии в текст, написанный несколько десятилетий назад?
Любовь Борисова: Изначально руководство студии поставило мне задачу сделать камерную историю, которую можно снять в Булунском улусе на севере. Там на съёмках документального фильма находилась наша команда, и мы должны были к ним присоединиться. Руководитель Сахафильма Дмитрий Шадрин мне предложил «Каменный мыс» как первоисточник. В общем, всё шло к тому, что должна была получиться артхаусная картина — мало персонажей, север, диалоги. Поэтому, чтобы сделать её более зрительской, я придумала, что на острове, где живут двое, есть спутниковый интернет — так в сценарии появились видеозвонки, история вайнеров и линия, связанная с видеоблогом.
Ещё в прошлом году, когда Степан Петров (исполнитель главной роли в фильме «Царь-птица») был на Московском кинофестивале, мы делали прямые эфиры через инстаграм. Он на них так свободно себя вел, как будто всю жизнь был блогером, ходил по Москве, что-то рассказывал. У него была такая харизма, что мне еще тогда захотелось написать сценарий именно под Степана Петрова.
Мы не ставили задачу строго придерживаться повести — там было больше персонажей, это бы усложнило нам работу. Я даже придумала другую историю, но старик из «Каменного мыса» невольно туда влился сам по себе. У нас получилась очень вольная трактовка первоисточника, и мы боялись, что Николаю Лугинову не понравится. Но, посмотрев фильм, он остался доволен и разрешил указать своё имя в титрах.
Алексей Беззубиков: Степан Петров, известен по картине «Царь-птица», где он невероятно органично смотрелся в кадре. Судьба старика Байбала в «Надо мною солнце не садится» в общих чертах напоминает судьбу Микиппэра из «Царь-птицы». В чём, на ваш взгляд, отличия этих двух образов? Какие задачи вы ставили перед актёром? И чем Степан Петров на экране похож, либо не похож на себя в жизни?
Любовь Борисова:
Честно говоря, я не сравнивала, просто забыла про «Царь-птицу» и писала сценарий под актёра. В этом фильме персонаж очень похож на Степана Петрова, на то, какой он в жизни – веселый, жизнерадостный. Поэтому ему не приходилось что-то играть, он был самим собой.
Алексей Беззубиков: И всё же приходилось ли добавлять образу какие-то черты, которые не свойственны самому актёру?
Любовь Борисова: На мой взгляд, нет. Разве что Степан говорит, что ему хотелось сделать роль более драматичной, «больше плакать», а я его одергивала. На самом деле, он сам когда-то пережил трагическую историю с дочерью, подобную той, что была у его героя. Помню, меня поразило, насколько спокойно и обыденно он нам об этом рассказывал — как человек, уже свыкшийся с этой темой. Без надрыва, без трагедии. И это показалось мне гораздо сильнее с драматургической точки зрения. Поэтому на съёмках я ему говорила — рассказывай, как тогда, спокойно, не надо специально драматизировать. Ну а в целом он очень органично себя вёл.
Алексей Беззубиков: У них получился органичный дуэт с Иваном Константиновым.
Любовь Борисова: До того, как я собрала актёров, мне сложно было написать сценарий о людях, которых я не знаю. А Ваню, допустим, я тогда ещё не знала — его нам порекомендовал наш друг, режиссёр Алексей Егоров. Сказал: «видит Бог, для себя берёг». Сначала история была на уровне синопсиса, а после того, как были утверждены исполнители, мы стали прорабатывать детали и диалоги, писать сценарий, исходя из органики актёров. От Вани, например, пришло, что он умеет играть на Укулеле и петь. Очень удачно получилось, что они со Степаном Петровым подружились в пути, пока добирались до съёмочной площадки. Степан где-то подтягивал Ваню, а где-то наоборот — они хорошо влияли друг на друга.
Алексей Беззубиков: В одном из интервью с Иваном Константиновым репортёр заметил, что трейлер вашего фильма напоминает картину «1+1». На мой взгляд «Надо мною солнце не садится» немного перекликается с «Достучаться до небес», а в одной из сцен вашего фильма вы иронично цитируете «Большой куш» Гая Ричи. Какие известные фильмы стали источником вашего вдохновения?
Любовь Борисова: Перед тем, как написать сценарий, я для вдохновения пересматривала фильмы с Робином Уильямсом, например «Пробуждение». Мне нужны были фильмы о человеколюбии, чтобы поймать некие общие ощущения, правильный настрой.
Алексей Беззубиков: Каким вы видите будущий прокат фильма «Надо мною солнце не садится»?
Сардана Саввина: В Якутии картина выходит 8 мая, ее ждут — Московский кинофестиваль сделал нам рекламу. Хотелось бы, чтобы прокат не ограничивался пределами нашей республики. Мы были бы рады, если бы на ММКФ нас заметили дистрибьюторы. Потому что у якутского кино до сих пор не было опыта широкого проката по России. Были единичные случаи, когда Кинологистика прокатывала триллер «Мой убийца», Каро Арт один раз делал программу якутского кино. Мы бы хотели расширять наш прокат на общероссийском уровне.
Алексей Беззубиков: На ваш взгляд, какие факторы способствуют, либо препятствуют выходу якутских картин на федеральный уровень?
Сардана Саввина: Конечно, есть публика, которая хотела бы увидеть это кино. Но в основной массе зритель, я думаю, неподготовлен смотреть фильмы, где играют нерусскоязычные актёры. Хотя страна наша многонациональная, здесь много народов проживает, много культур. Я полагаю, будет лучше всем, если мы станем больше узнавать друг о друге — это усилит консолидацию в стране. В СССР, например, было привычно видеть фильмы Казахстана, Киргизстана и других республик. Зрителя нужно постепенно готовить, чтобы он умел смотреть российское кино не только на русском, но и на других языках нашей страны.
Алексей Беззубиков: Якутский кинематограф представлен чрезвычайно широким диапазоном жанров и направлений: от камерных авторских драм до массовых комедий. Получается ли у киноиндустрии республики выходить на самоокупаемость?
Сардана Саввина: Получается. Например, недавно у нас был удачный релиз — «Агент Мамбо». Собрал 15 миллионов по данным ЕАИС. При общем бюджете около 2 миллионов. Это рекорд. Там играют популярные в республике видеоблогеры, КВНщики, у которых много подписчиков в инстаграм. Также вышла в прокат картина «Проклятый Хомус» — она будет показана и на ММКФ в программе российского кино.
Алексей Беззубиков: Вы привлекаете финансирование из федеральных источников?
Сардана Саввина: До сегодняшнего дня ни один из наших проектов не был полностью поддержан Минкультом или Фондом кино. У нас были попытки туда подаваться — чаще всего в Минкульт на частичное финансирование. Но пока ещё не было успешного прецедента. Мы стараемся активно участвовать в фестивалях, делать специальные программы, чтобы нас заметили. Я на самом деле хочу, чтобы у нас был фонд по развитию регионального кино. Мы пока не можем соревноваться с мейджорами — ни сейчас, ни в скором будущем. Поэтому нужен специальный фонд поддержки регионального кино на различных языках нашей большой страны. Сейчас ведь снимают фильмы в Татарстане, Башкирии, Бурятии. Это же всё российское кино — поддерживая его, ты продвигаешь местную культуру и отражаешь многогранную российскую реальность.
Любовь Борисова: У меня есть экономическая теория (я же экономист по образованию). Если смотреть анализ проката, то в республике Саха посещаемость кинотеатров в среднем раза в два выше чем по России в целом. Дело не в том, что у нас любят ходить в кино. Людям интересны картины, которые отражают местный менталитет и культурные реалии. И у нас в кино ходят не только подростки, но и пожилые люди, дети. Теоретически, если в каждом регионе будут снимать свои фильмы, то посещаемость станет выше. То есть один общероссийский проект можно раздробить на много региональных и получить стопроцентную заполняемость залов в каждом отдельном регионе. В конечном счете мы получим больше кассовых сборов, и все останутся в выигрыше.
Алексей Беззубиков: Истории успеха якутских кинематографистов порой напоминают сюжеты голливудских фильмов: режиссёрский дебют сельского учителя принимает участие в кинофестивале в Пусане (речь идёт о Дмитрии Давыдове, режиссёре фильма «Костёр на ветру»), актёр народного театра (Степан Петров) снимается в картине-триумфаторе ММКФ. Каким образом вам удаётся организовать поиск и профессиональное развитие творческих талантов?
Любовь Борисова: Я недавно подсчитывала: лет пять назад в республике было всего около 50 кинематографистов, половина с профессиональным образованием. Сейчас нас около сотни. Все это время люди с дипломами оставались в прежнем составе, а в кино приходили все больше самоучки. Так что у нас уменьшается не количество дипломированных специалистов, но их соотношение. Раньше было 50 на 50, сейчас где-то 30 на 70. Многие приходят в кино по воле сердца. Работа на площадке тяжелая, денег платят немного. Поэтому происходит селекция, после которой остаются преданные фанаты своего дела.
В свое время мы создали в Якутске киноклуб, хотели показывать там старые якутские фильмы, которые сложно было найти (разве что на руках у самих авторов). Стали приглашать съёмочные группы на беседы со зрителями. Очень важно организовать контакт авторов с аудиторией, чтобы они больше узнавали друг о друге. Все приходившие к нам кинематографисты заполняли анкеты, где указывали свою фильмографию, специальность и контакты. В итоге у нас сформировалась картотека, и к нам стали обращаться в поисках гримеров, художников и т.д. Так киноклуб перерос в профессиональное сообщество. Мы называем себя сообществом независимых кинематографистов и отстаиваем интересы друг друга.