0

Анастасия Чагочкина: Самым сложным было выговорить «ПРЕПАРАСЬОН».

Анастасия Чагочкина Грымза

Анастасия Чагочкина о балете, борьбе с самим собой и о том, как поставить актрису на пуанты.

Короткометражный фильм «Грымза» стал блистательным дебютом для молодого режиссера Анастасии Чагочкиной. Фильм о художественном руководителе балетной студии, внезапно обнаружившей, что ее карьера окончена, был высоко оценен на фестивалях по всей России. Теперь картина доступна и в нашем онлайн-кинотеатре. Мы поговорили с Анастасией о том, как создавалась эта картина.

Анастасия, наш первый вопрос совсем простой и очевидный: почему балет? И часто ли в театре оперы и балета можно встретить вас саму?

— С балетом лично я познакомилась только на этапе производства фильма. До этого, если честно, мы почти не пересекались: даже «Щелкунчика» я смотрела только по телевизору, да и то мультфильм. Но балет – вещь исключительно кинематографичная и эстетичная. Это не только тонкая и изящная красота, но и невероятный труд, зависть, соперничество, человеческие жертвы. Размышлять об этих двух противоположных гранях профессии очень интересно. А когда я узнала, что 2018 год – это год русского балета, в вопросе выборе профессии главной героини была окончательно поставлена точка.

Какие картины на эту тему нравятся вам самой? «Большой» Валерия Тодоровского? «Черный лебедь» Даррена Аронофски?

Как раз эти два фильма и вдохновили меня на создание «Грымзы». Я долго изучала визуальный ряд «Черного лебедя», очень люблю этот фильм. В нашей сцене танца героини мы с оператором-постановщиком пытались выдержать тот же стиль, в каком работал над своей картиной Аронофски. А «Большой» вдохновил меня на то, чтобы «продолжить» историю героини Алисы Фрейндлих. Она профессионал, но несмотря на безграничное желание работать, уже не в силах в полной мере продолжать. Мне захотелось раскрыть эту линию глубже и рассказать о том, что даже человек, полностью посвятивший себя профессии, все равно рано или поздно окажется на обочине жизни, по тем или иным причинам. Конечно, «Большой» не об этом, но все мы видим любые истории через призму наших собственных мыслей и слабостей, и меня фильм заставил задуматься именно об этом.


Картинка в вашем фильме выглядит очень профессионально: интересные операторские находки, великолепная работа со светом. Как удалось этого добиться в условиях ограниченного бюджета?

Спасибо, очень приятно, что вы это отметили. Наверное, я просто счастливый и удачливый человек: мне повезло и с оператором-постановщиком, и с другими людьми, которые на протяжении съемок помогали мне, давая разгуляться фантазии. Нам безвозмездно предоставили сцену огромного театра, мало того: по опять же счастливой случайности там не успели убрать театральные декорации и основной фон с прошедшего спектакля. Фон стал отличным дополнением к нашим задумкам и помог создать несколько интересных визуальных решений. А декорации были могильными плитами – хорошо, что на колесах, их мы быстро укатили за кулисы.

Еще одна несомненная удача картины – конечно, исполнительница главной роли Ирина Галаева. Как проходил кастинг? Как вам кажется, насколько сложной для нее была работа над этой ролью?

Несмотря на обилие театров и актеров в Челябинске, где мы снимали фильм, кастинг мне проводить не пришлось. Мне порекомендовали посмотреть Ирину Галаеву и, когда мы познакомились с ней, я поняла, что никакой кастинг мне не понадобится – это было 100% попадание. Ирина Алексеевна на первых этапах работы смущенно говорила мне: «Настя, ну какая из меня балерина?». А всего спустя 1,5 месяца тренировок она уже стояла на пуантах. Ирина Галаева подошла к моей истории с любовью и безграничной самоотдачей, за что я ей очень благодарна. Пересматривая отснятый материал, почти про все сцены она говорила «Давайте еще раз сделаем, не те эмоции! Тут я могла лучше!». А я ей отвечала, что мне все нравится, что режиссерская задумка выполнена… В итоге всегда находили компромиссы.

У фильма достаточно богатая фестивальная жизнь. Ездили ли вы на фестивали сами? Какие интересные отзывы вам запомнились?

На фестивалях я была, хоть и не на все удалось съездить самой, где-то фильм представляли другие участники команды. Я хорошо помню некоторые короткие реплики зрителей вроде:

— А водка настоящая? (Да)

— Танец — это был её сон? (Нет)

— О, вылитая моя учительнице, такая же грымза была!

— Как удалось оператору снимать из-под кровати?

— Прикольный красный берет!

Услышать комментарии зрителей мне, конечно, было приятно, но особенно полезно было получить отзывы от коллег по киноцеху.

Помимо основной команды, съемки очевидно потребовали дополнительных условий. Консультант для написания монолога героини во время урока, дублер для выступления, настоящий зал в оперном театре для съемки. Насколько сложно было всё это организовать?

Организацией локаций, поиском балетного класса, театра и хореографов я занималась самостоятельно. Было очень волнительно каждый раз приходить к людям и рассказывать свою историю, открывать душу – и не знать, захотят тебе помочь или нет. Но, видимо я настолько болела этим всем и так верила в проект, что заражала этим остальных. Так, солистка театра оперы и балета Альфия Замалеева за полтора месяца поставила Ирину Галаеву на пуанты. А хореорграф Татьяна Михайловна Шамарова стояла за нашими спинами на съёмках репетиций в школе, «Грымза» говорит её фразами. Девчонки-школьницы приходили на съемки в свои зимние каникулы и часами стояли у станка. Но в конце сказали: «Нам понравилось, зовите ещё!»


С какими основными трудностями вы столкнулись при создании фильма? Какой этап был самым сложным?

Самым сложным было выговорить слово «препарасьон» (подготовительное движение в балетной терминологии). А еще во время второго дня съемок, когда героиня должна была разбить зеркало, ничего не получалось – зеркало то не падало вообще, то падало неправильно. Мы сняли около 30 дублей. А все остальное было просто сложным. Это, наверное, как роды: и боль, и радость одновременно. Но если спросят «Пойдешь еще за новой порцией боли?» отвечу: «Конечно, пойду!».

И немного лирики в конце. Как вы думаете, почему героиня не пытается бороться за свое место и свою профессию? Она по сути переживает в фильме две стадии – отчаяние и принятие. Неужели она сама поверила в то, что она грымза, и ей пора на пенсию?

Я отталкивалась от идеи одержимости человека профессией, именно поэтому героиня как раз и не ушла на пенсию. Вся ее борьба – с самой собой. В фильме нет другого антагониста, с которым она могла бы бороться. Героиня понимает природу цикличности: на смену одного поколения всегда придет другое, вопрос лишь в готовности это принять. Противостоять тут нечему, в какой-то момент кричать миру «я еще все могу!» становится бессмысленно. Остается только смиренно созерцать.

Над чем вы работаете сейчас? Хочется ли попробовать себя в полнометражном кино?

В марте мы с той же командой сняли еще один короткометражный фильм, «Де юре Де факто». Это комедия по пьесе Михаила Хейфец «Не забудьте расписаться», сейчас кино на стадии постпродакшена. Комедия оказалась для меня сложным жанром, но результатом я довольна. А полнометражное кино – это очень амбициозно. Пока созерцаю.

Материал подготовил: Иван Сафаров, специальный корреспондент «CinePromo»

Оригинал

Мария Онипкина

Мария Онипкина

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.