0

У кинорежиссёра один выход — на экран!

Кинофорум Слово земли

Прошли стремительные месяцы 1-го Международного кинофорума «Слово Земли». Для зрителей случились три насыщенных кинопоказами дня. Зато для участников это был марафон, который начался 21 января, когда был объявлен первый этап конкурса заявок. Пятьдесят два человека написали свои идеи для будущего кинопроизведения в литературной форме (объем до трех страниц), и отправили ее на конкурс до 4 февраля. Все излагали свои творческие мысли компетентной отборочной комиссии.

Пятнадцать избранных пошли обучаться основам режиссерского дела в киношколу Булата Юсупова, а потом им технически помогли реализовать в кино то, что конкурсанты хотели снять и сказать на любом языке народов Республики Башкортостан.

На открытии 12 апреля публика увидела фильм новосибирского режиссера Эллы Давлетшиной «Скажи это по-башкирски». А 13 апреля были показаны фильмы «отчаянной пятнадцатки». Поддержать их пришли друзья, родственники и артисты, снявшиеся в этих проектах. Артистов, кстати, отбирали на открытом кастинге, и это тоже был один из интереснейших моментов обучения.

И перейдя от двух недель теории в феврале, весь март полтора десятка энергичных людей становились режиссерами на практике – с помощью команды технического персонала проекта – снимали, монтировали и озвучивали свои первые шаги в киноискусстве.

Ученый Фарит Ахмадиев рассказывал о поисках древней рукописи на языке тюрки, юрист Надежда Гайнетдинова показала всем искрометный марийский «Танец жизни», психотерапевт Артур Кудашев в своих «Соседях» поднял проблему человеческого общения в большом городе. Актер Ильгиз Тагиров создал волшебный моноспектакль из прекрасных стихотворений. Многогранная Зиля Лира в игровом фильме «Жест» пересказала свою дипломную работу по невербальной коммуникации среди башкир. Врач Галия Тухватуллина исследовала «Новое дыхание» добра, сплетенное колыбельными наших бабушек. «Упрямый» режиссер Айсуак Байсуваков снял фильм «Ныкыш» о таком же упрямом легендарном педагоге Искужине.

Автор сих строк, тоже стала режиссером и сняла документальный фильм о писательнице «Три языка/Три цвета Дины Гавриловой», вот так пишешь рецензии о родовых чувашских сагах человека проживающего в Эстонии, а потом снимаешь о ней кино. Космический клип фантастической певицы и актрисы Альбины Файзуллиной поддержал клип рокера Ильшата Абдуллина с неожиданным поворотом сюжета. Диджей Руслан Хакимьянов в «Разных параллелях» показал, что диджеи могут иметь татарскую маму. Запомнилась обаятельная «Встреча» Марата Мухлисова. Самым стильным было «Письмо» фотографа Валентины Горских. Искрометной и озорной оказалась «Роль» актера Салавата Юлдашбаева. Простой и очень искренний «Мой дом» непростого электрика с образованием физика Марселя Батыршина.

Слово с экрана быстрее дойдет до народа, и поэтому важно для будущего страны дарить людям «живую воду» – то, что поможет им осознать себя и обратить внимание не только на гонку за материальными благами. Великолепное название «Слово Земли», придуманное продюсером Леонидом Филиновым, подразумевает планетарный охват, а пока на 1-й Международный кинофорум прибыли гости из соседних республик Татарстана и Чувашии – кинематографисты Ильдар Ягафаров и Олег Цыпленков. Олег привез из Чувашии два прекрасных фильма в тему кинофорума – «В красном море» Андрея Митешина и «Наследие» Юрия Сергеева.

Теперь когда все фильмы презентованы публике, могу по истечении этих выматывающих месяцев, сказать: имеет значение только одно – качество человеческого капитала. Причем человеческий капитал, так же как и культура, не должен пониматься узко, по социально-демографическим показателям: какое образование, сколько зарабатываешь, сколько и чего купил. Нет, это в первую очередь, мировоззренческое наполнение. Произошло движение нашей республики в сторону создания адекватных культурных моделей, в первую очередь, моральных, ориентированных на человека, на гуманизм, на взаимопомощь.

Ученики киношколы этого экспресс-курса с невероятной доброжелательностью и интересом относились к творческим идеям и реализации задумок друг друга. В ходе проекта все почувствовали эту переориентацию от мошны на мощную личность. Заниматься человеческим капиталом – это значит помнить о культуре в широком смысле, анализировать, монтировать, строить новую рабочую систему кинематографа и образования.

Оригинал

Алексей Казаков

Алексей Казаков

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.