0

Андрей Королёв: Какие фильмы появятся в Башкирии в 2018 году

За последние несколько лет интерес публики к местному кино в Башкирии вырос с плинтуса до уровня, ради которого не грех сделать отметку несмываемым фломастером. Почему раньше не получалось, сколько талантов полегло на этом поле и кто кому теперь не подает руки – вопросы для отдельного расследования, которое и так наверняка войдет в чьи-нибудь залихватские мемуары с обилием обвинений и анекдотов. Так или иначе, 2018 год обещает быть не менее любопытным в плане нового башкирского кино. Одно из наиболее масштабных кинообещаний связано с региональным питчингом дебютантов, состоявшимся в Уфе.

Шоу заочников

Питчинг – мероприятие для Уфы относительно новое: молодежный центр Союза кинематографистов проводит его в республике третий год. Само по себе это событие похоже на шоу талантов-заочников. Участники – это, как правило, начинающие режиссеры и сценаристы, которые имеют на руках скелет идеи и отсутствие средств для ее воплощения. Опытное жюри выискивает среди вороха заявок грамотно написанные истории, предоставляя наиболее перспективным призы в виде оплаты тех или иных этапов съемок. Конечно, сами презентации зачастую выглядят нелепо и откровенно по-графомански. Но тут стоит вспомнить, что предыдущие уфимские питчинги отчасти дали возможность снять Вадиму Валиуллину короткометражку «Кредит», которая стала лауреатом «Кинотавра», а Фарзане Утарбаевой – «Дикаря», презентованного на Московском кинофестивале и отмеченного на российских форумах.

В нынешнем питчинге было заявлено 54 проекта из Челябинска, Казани, Москвы, Ульяновска, Чистополя, Сибая, Учалов, Дюртюлей и Уфы. В конкурс попали 10 работ.

В большинстве заявок чувствовался гендерный крен. Как минимум, это было заметно по жанровым предпочтениям. Так, например, девушки тяготели к мелодрамам и комедиям с налетом романтики и иногда – философских размышлений.

Интересная ситуация получилась со сценарием уфимки Валерии Григорьевой «40+60». В этой истории модель-худышка за ночь сильно набирает вес и достигает размера 100-килограммовой бегемотихи. В этих обстоятельствах героине придется разобраться со своим ошарашенным молодым человеком и с важным показом, который должен был продвинуть ее по карьерной лестнице. Дело в том, что на 8 марта намечена премьера схожей комедии «Я худею» от режиссера сериала «Ольга» Алексея Нужного с Ириной Горбачевой, Шнуром и Александрой Бортич, которая специально для роли набрала и сбросила несколько десятков лишних кг. Что ж, бывает: похожие идеи приходят разным людям в одно время – в конце концов, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева тоже вышла почти одновременно с «Близкими» Ксении Зуевой.

Несмотря ни на что, жюри питчинга отметило заявку Григорьевой и предоставило возможность продюсерской разработки проекта. С одной стороны, у «40+60» есть потенциал стать «комедией со смыслом», как обнадеживающе характеризуют фильм «Я худею» сами прокатчики. Но учитывая, что и в том, и в другом случае анонсы рисуют зрительские кино на потребу публике, есть равнозначный шанс уйти в коммерческий лощеный продукт. Как будто это что-то плохое – скажет зритель и будет по-своему прав. Так или иначе на данном этапе это всего лишь короткий метр, который в силу своей лаконичности может получиться достаточно быстрым и хлестким, не успев превратиться в попсу, а дебютант станет ближе к пониманию собственной стилистики.

Неплохо прозвучала лирическая комедия «Космос во мне», взявшая второе место. Сценаристом выступила Анна Красавина из Челябинска, режиссера — Фируза Федосова из Учалов. В этой истории студент-психолог приезжает в деревню, чтобы написать диссертацию. Жизнь мешает планы, а парень обретает духовного наставника в лице местного деда, практикующего йогу и общение с космосом, и в итоге решает проблему, мучающую с детства. Здесь могут привлекательно срезонировать детали на тему отцов и детей, города и деревни, российской современности и советского безвременья, особенно если удастся снарядить проект должным количеством адекватного юмора. Как известно, рассказывать просто о сложном невероятно трудно, поэтому интерес к фильму будет сильно зависеть от взятой на вооружение интонации.

Преследование бойцовского клуба

Мужчины в большинстве случаев предлагали сумрачные триллеры с детективной рамкой, мотивируя тем, что зритель устал от комедий и драм, которые доминируют как в башкирском кино, так и по стране в целом. Заявление спорное, но имеет право на существование. В этом контексте явным фаворитом была тема раздвоенной личности, которую никак не могут оставить в покое после «Бойцовского клуба». Так, например, вторит сюжетному твисту Финчера история Роберта Ишбулатова «Ночь». В ней детектив, расследующий серию преступлений, начинает чувствовать мистическую связь с убийцей. Сложно назвать оригинальным и сюжет Антона Иванченко «Переулок», отчасти тоже эксплуатирующий тему двойников. По сути, это классический нуар, где обычный парень ввязывается в авантюру, которая дорого ему обойдется. Рустам Заляев в проекте «Богомол» берет в качестве путеводной звезды «Преследование» Нолана и предлагает сложносочиненную историю о легкодоступной девушке, которая решает мстить мужчинам – знакомым и незнакомым.

На момент питчинга этот сегмент проектов – примерно половина попавших в конкурс – в своей логической бессвязности, яркой подражательности жанрам и режиссерам выглядит, мягко говоря, неубедительно. Поэтому их сложно воспринимать иначе, чем ученическое упражнение и обещание чего-то большего в последующих опытах, которые не факт, что вообще произойдут. К слову, третье место в конкурсе взяла «Ночь».

Самым смелым и хулиганистым оказался победитель питчинга — уфимский проект «Кукла», авторы которого решили взяться за более-менее реалистическую ситуацию из наших дней. Герой фильма – успешный актер, который вот-вот придет к успеху, но в самый неудачный момент он отказывает в близости влиятельному режиссеру-гомосексуалисту. Из-за этого актер теряет престижную работу, оказывается на обочине жизни и вынужден подрабатывать ростовой куклой опального голливудского актера. По мере развития сюжета каша заваривается все гуще, а озорных намеков и искрометного баловства становится все больше. Раскрывать все карты не хочется, к тому же в пересказе идея несколько теряет свою динамичную привлекательность.

«Кукла» — это дебют как сценариста актрисы Полины Смыковской, которую можно было увидеть в «Кредите» Валиуллина и «Из Уфы с любовью» Аскарова. В качестве режиссера заявлен  Тимур Ганеев – оператор хорошо известных в Башкирии фильмов «Енмеш», «Пилорама», «Дикарь», «Из Уфы с любовью». Как минимум, это смелый проект для регионального кино, поскольку в центре истории оказывается ЛГБТ-тема и эхо войны с харрасментом. Как следует из заявки, подаются эти неофициально табуированные темы в лихой и веселой манере, которая способна как раздать сатирические пощечины общественному вкусу, так и заставить беззлобно посмеяться. Тем более любопытно, что у проекта есть весомая претензия на полный метр. Заявка выглядит – пока – без нарочитого регионального акцента, так что фильм вполне может заинтересовать и федеральный прокат. И да, вариант рабочего названия фильма – «Эгегей».

Наперегонки с системой

— Если сравнивать с другими регионами, то в кино Башкирии чувствуется своя самобытность, — прокомментировал итоги конкурса исполнительный директор всероссийского питчинга Дмитрий Якунин. — Не случайно в прошлом году, когда один из ваших ведущих режиссеров Айнур Аскаров представлял рабочий трейлер «Из Уфы с любовью», мы назвали его башкирским Кустурицей. У молодых авторов есть очень важное качество – желание оптимизировать бюджет, сэкономить. Это очень заметно, жюри удивлялось заявленным бюджетам. Есть неожиданные повороты в сюжетных линиях, есть креативность. Молодежный центр СК и компания Canon отметили проект «Кукла» Тимура Ганеева и Полины Смыковской. Это интересный и свежий комедийный проект, который, мне кажется, будет очень успешно представлен на фестивалях. Он провокационный и злободневный, но для молодежного кино, тем более короткометражного – это важные элементы.

Продолжая характеризовать местное кино, стоит отметить, что по итогам исследований последних двух лет Башкирия заняла 4 место из 83-х в кинорейтинге регионов. Учитывались разные факторы – от кинотеатральной инфраструктуры до образовательных программ. Понятно, что лидерами стали Москва и Петербург, но кое-что нетипичное все-таки есть. В частности, Башкирию в этом списке опередила соседняя Республика-Которую-Нельзя-Называть, но разрыв между ними очень небольшой. Одним из ключевых факторов стало то, что у них либо на подходе, либо уже снято девять (!) полнометражных фильмов. Для сравнения: на киностудии «Башкортостан» в работе сейчас находятся два мультфильма, один полнометражный художественный и три документальных фильма.  Премьера ситкома «Домочадцы» Романа Пожидаева уже состоялась в новогодние каникулы, также в 2018-м стартуют съемки «Бурана» Айнура Аскарова и «Первой республики» Булата Юсупова. Чем богаты, как говорится. Так или иначе можно только порадоваться, что Башкирия смогла обойти Якутию, которая за последние годы пережила невероятный скачок в области кинопроизводства.

По словам сопредседателя правления Молодежного центра СК РФ Филиппа Абрютина, думы о развитии кино в Башкирии в 2018 году начнутся со стратегической сессии в феврале, в которой должны принять участие представители региональных и федеральных министерств. Обещается, что именно там будет выработана концепция, которая станет руководством на ближайшие пять лет. Может быть, здесь и начнется адекватная системная работа, которая перестанет быть полем битвы талантливых авторов и неповоротливых чиновников?

Оригинал

Алексей Казаков

Алексей Казаков

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.