0

На секции «Время кино» в шоу-руме КФУ обсудили провокации в кино

Время кино

Допустимость и уместность употребления нецензурной лексики и других выразительных средств киноязыка обсуждали сегодня на секции «Generation P: Пиар. Продвижение. Провокация» форума «Время кино» в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета. Предварял дискуссию внеконкурсный кинопоказ программы фестиваля «На лабутенах». Одним из ведущих спикеров стал телеведущий, журналист, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов.

Напомним, сегодня в Казани завершается VI ежегодный образовательный форум «Время кино», проходящий параллельно с X Международным молодежным кинофестивалем. Одной из трех площадок фестивалей стал шоу-рум КФУ. Для начала публике было предложено посмотреть пять короткометражек, представленных в рамках внеконкурсной программы «На лабутенах» от начинающих казанских, московских и екатеринбургских кинематографистов.

После просмотра состоялась дискуссия о допустимости употребления нецензурной лексики и других выразительных средств киноязыка «Шах и мат в кино». Ее участниками стали российский киновед, культуролог, критик и телеведущий, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, председатель жюри нынешнего X Международного молодежного кинофестиваля в Казани Кирилл Разлогов, а также член Ассоциации юристов России Вячеслав Рябков, Макс Горбов (КароАрт), исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин и другие. Также аудитория, основную канву которой составили студенты Высшей школы журналистики КФУ, могла высказать свою точку зрения по поводу увиденного.

Время кино

До начала дискуссии в интервью Единому информационно-издательскому центру КФУ Кирилл Разлогов отметил бурное развитие отечественного кинематографа, в том числе, молодежного.

«У нас появились большие региональные киношколы. Короткометражное кино вообще вышло из-под контроля, потому что существует и на YouTube, и тут, и там. Надо за этим стараться следить и выделять наиболее заметные произведения. Фестивалей короткометражного кино сейчас довольно много в стране. Фестиваль в Казани позиционирует себя как международный, поэтому здесь представлены не только российские фильмы, но из разных стран — от США до Ирана. С критериями оценки в «коротком» метре всегда бывает сложно. Как обычно, это художественное качество и соответствие результата замыслу автора. Для «короткого» метра особенно важна оригинальность подхода. Эта составляющая, может быть, даже более важна, чем качество исполнения».

Время кино

По словам Кирилла Разлогова, столь бурное развитие молодежного кино связано с современными технологиями:

«Раньше, чтобы сделать фильм, необходимо было записаться в любительскую студию, где были пленка, камера и т.д. А сейчас — берешь телефон, идешь на улицу и снимаешь все, что хочешь. А потом на этом же телефоне монтируешь. Так что возможностей для создания фильмов сейчас значительно больше. Сложности возникают с тем, как эти работы распространять. Кто-то собирает лайки в интернете, кто-то пытается найти себе место на фестивалях».

Время кино

Говоря о своем отношении к заявленной теме дискуссии, касающейся нецензурной лексики в кино, Кирилл Разлогов отметил:

«Если это художественно обоснованно, то это должно быть. Но должны проставляться возрастные ограничения. Что касается полных запретов на такого рода вещи, — они никогда не бывают эффективными и реальными. Не могу не вспомнить Салтыкова-Щедрина, который говорил, что глупость отечественных законов компенсируется только тем, что они не исполняются. Просто иногда для того, чтобы посмотреть картину с «незапиканными» словами, нужно лезть в интернет и смотреть в худшем техническом качестве».

В пример собеседник привел картину «Левиафан» Андрея Звягинцева. «В полной версии без всякой цензуры на большом киноэкране фильм можно было посмотреть, только уехав за границу. Это нехорошо по отношению к отечественному зрителю», — посетовал он.

Дискуссию «Шах и мат в кино» открыл юрист Вячеслав Рябков. Он сразу же поспешил успокоить организаторов сегодняшнего внеконкурсного кинопоказа, что он не являлся правонарушением.

«Ничего страшно я не увидел. На практике мы сталкиваемся с гораздо большим трешом. Но вообще мат в кино законом запрещен с 2014 года», — пояснил он.

Время кино

Вячеслав Рябков отметил, что нецензурной бранью согласно рекомендациям Роскомнадзора признаются всего четыре слова (конечно, в условиях дневного прямого эфира ток-шоу напрямую он их называть не стал). Спикер также рекомендовал кинематографистам соблюдать правила игры при желании выйти в широкий прокат.

В свою очередь Кирилл Разлогов, долгое время занимавшийся переводом иностранных фильмов, в том числе, с использованием нецензурной лексики, отметил, что цензура как охранный механизм есть всегда. Вопрос состоит в том, в каких формах она проявляется. Он также посетовал, что нынешнее обсуждение в условиях прямого эфира, условия которого позволяют обсуждать вопрос только с использованием стыдливых эвфемизмов, практически бессмысленно. По словам киноведа, любые запреты имеют свои границы: «Способности ограничить воображение и сновидения человека нет».

По мнению Дмитрия Якунина, художник ответственен за свое творчество перед зрителем, психику которого необходимо уважать.

Подводя итоги дискуссии, программный директор Международного молодежного кинофестиваля Адиля Хайбуллина поблагодарила всех за обсуждение, а КФУ — за предоставленную для внеконкурсного показа площадку.

«Это кино для вас, о вас и снятое вашими сверстниками», — обратилась она к студентам. По мнению Адили Хайбуллиной, нецензурная лексика должна быть не средством манипулирования, а попыткой высказаться, но не шокировать.

Время кино

Для справки. Всего в конкурсную программу X MMK KZN вошли 30 фильмов-участников по четырем основным категориям: короткометражное игровое кино, короткометражное документальное кино, анимационный фильм и видеоролик. В каждой номинации работы представлены по двум возрастным категориям: детская категория (участники в возрасте до 18 лет включительно); взрослая категория (участники в возрасте от 18 до 35 лет включительно).

«Программа «На лабутенах» — спорная и неоднозначная, — отметила программный директор X MMK KZN Адиля Хайбуллина. — Поскольку мы представляем фестиваль молодежного кино, то взяли на себя смелость и объединили пять фильмов в одну секцию. Все они очень разные по теме, по методу съемки, по режиссерскому замыслу, но все эти фильмы объединены одним — экспериментом, провокацией, непривычностью развития сюжета и подачей материала. Программа показывает те возможные пути развития молодежного кино, которые будут в перспективе. Возможно, что-то покажется несколько странным, так как мы не привыкли к подобному кино, но мы открыты для него, для таких экспериментов и для таких поисков».

Учредителем фестиваля является Министерство культуры Республики Татарстан. В оргкомитет традиционно входят Союз кинематографистов Татарстана и Казанский государственный институт культуры. В этом году к прежнему составу присоединились Дирекция «Время кино», Управление культуры Казани и Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций КФУ.

Оригинал

Алексей Казаков

Алексей Казаков

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.