www.bordeli.biz
0

Полный обзор якутского кинематографа от Айсена Дойду

Айсен Дойду

Известный писатель и сценарист Айсен Дойду написал для News.Ykt.Ru статью о состоянии якутского кинематографа.

Старший сын писателя Суоруна Омоллоона Айсен Дойду помимо того, что написал сценарии к более двадцати фильмам, является драматургом, поэтом, прозаиком, художником.

Время летит удивительно быстро, и, поражая и шокируя, стремительно меняются привычные вещи и ценности, даже общественный строй. Я вспоминаю, как будто было это вчера, 50-ые годы ХХ века — годы моего детства. Мы жили в поселке Едейцы Намского района и, когда кончался керосин, зимой в домах зажигали лучины; в юртах с холодным земляным полом грелись у огня камелька, а рядом, в хотоне, мычали коровы.

Не было электричества и радио, а телефон был только в конторе колхоза с тяжелыми цинковыми батареями. Я ходил до четвертого класса в ватной телогрейке и меховых прохудившихся торбазах. Как все резко изменилось в нашей жизни: телевизоры, компьютеры, карманные телефоны-мобильники, айфоны…

В те ушедшие советские времена в мире не знали, кто такие «якуты», а Сибирь считалась регионом холода, тайги и полудиких аборигенов. И вот за какие-то десятилетия малочисленный народ саха (менее полумиллиона человек) вдруг громко заявил о себе всему миру достижениями в области спорта и культуры. Прославили свою северную родину олимпийские чемпионы, художники и артисты. Мир увидел вдруг яркие, интересные постановки наших режиссеров — Андрея Борисова, Юрия Макарова, Сергея Потапова; иностранцы восхищались искусством артистов сцены и певцов, работами художников и косторезов… Теперь слава творческих людей Республики Саха (Якутия) с каждым годом возрастает и расширяется по странам и континентам всего мира.

И вот теперь, в ХХI веке, славит Якутию и наше национальное киноискусство, кинематограф. Неужели за короткий период жизни одного человека могут быть такие удивительные метаморфозы? Оказывается, могут. И тут я приведу выводы и слова известного в мире американского режиссера и кинодеятеля Джорджа Шамшуна, организатора многих международных кинофестивалей: «…Преимуществом Якутии является то, что здесь выдающиеся люди — это, скорее, правило, чем исключение… У ваших людей прекрасная душа. Возможно, благодаря тому, что Якутия так далека от всего остального мира и еще не испорчена западными соблазнами и ценностями. Люди здесь еще невинны и прекрасны в этой безукоризненности».

Такое восторженное заявление иностранцев о фильмах и постановках режиссеров Якутии возникло, скажем, не вдруг, не сразу. Еще в постперестроечные времена, в 90-ые годы документальные фильмы Вячеслава Семенова («На верховьях Олонгро», «Предсказание Чохутуй» и др.) и фильмы Алексея Романова «Средний мир» были отмечены призами и дипломами зарубежных фестивалей в Испании, Эстонии, Америке… Их с интересом смотрели в Германии, Венгрии, Швейцарии, Франции и др. Поистине, это они первые «распахнули окно» на Запад, и после них уже весь мир познакомился с киноработами Андрея Борисова, Иннокентия Аммосова, Эдуарда Новикова… Стало сенсацией, когда якутская картина «Снайпер Саха» на международном кинофестивале в Монако получила главный приз (режиссер Н. Аржаков, сценарист А. Дойду) и покорила своей правдой и гуманизмом сердца людей. Этот фильм до сих пор смотрят с интересом в интернете.

И далее — пошло-поехало!

Знаменитый режиссер Южной Кореи, обладатель многих мировых престижных премий Пэ Чхан Хо в разговоре с якутскими журналистами на IV Якутском международном кинофестивале сказал о том, что «фильмы Якутии имеют свое неповторимое национальное лицо, обладают глубиной мысли и душевной теплотой. Мы хотим их видеть у себя на родине».

И желание этого великого человека исполнилось. Очень скоро, в октябре 2016-го года, фильм Дмитрия Давыдова «Костер на ветру» был представлен на 21-ом Пусанском МКФ в Южной Корее. Это благодаря стараниям продюсера Сардааны Саввиной, которая ровно через год на Пусанский фестиваль уже привезла целую группу якутских кинематографистов и показала корейцам семь полнометражных и пять короткометражных фильмов. До этих событий еще в июле 2016-го года продюсер Саввина в Синематике Сеула «Seoul Art Cinema» показала пять якутских фильмов: «Үрүҥ күн», «Муммуттар», «Костер на ветру», «Таайымаҥ тапталы» и «Хара дьай». Такой вот великолепный продюсерский размах. Молодец!

Заметим, что Сардаана Револьевна Саввина, специалист английского языка, начинала свою деятельность в области кино как переводчик и организатор «Якутского киноклуба» с 2012-го года. Затем она стала куратором ряда якутских международных кинофестивалей, а также главным организатором показов якутских фильмов в Республике Татарстан, Ханты-Мансийске, Республике Тыва, Казахстане, Канаде, Гренландии, Норвегии, Финляндии, Новой Зеландии, Турции, Америке, Германии и Южной Корее. Почти полмира!

Более плодотворного патриота нашей родной Якутии я не знаю. Не на словах, а на деле. Это благодаря стараниям и неуемной энергии Сардааны Саввиной на различных международных фестивалях наши якутские фильмы Дьөһөгөй Айыы» («Бог Джёсёгёй», режиссер С. Потапов), «Костер на ветру» (режиссер Д. Давыдов), «Кэрэл» (режиссеры И. Портнягин и В. Макаров) и, разумеется, фильм. Э. Новикова «Тойон кыыл» («Царь-птица») получили лучшие и главные призы. За это Вам, Сардаана Револьевна, от всех якутян низкий поклон!

Если говорить о продюсерах, то к наиболее удачливым у нас можно еще отнести Марианну Скрыбыкину. Она начала свою успешную карьеру в кино с картины «Айыы Уола», которая имела ошеломительный успех у якутского зрителя, по посещаемости даже побила некоторые голливудские блокбастеры. Своими удивительными стараниями продюсер Скрыбыкина добилась фестивального успеха и проката фильма режиссера Костаса Марсана «Мой убийца», который далее показали во многих кинотеатрах России и стран СНГ. Съемки этого успешного фильма обошлись в 25 миллионов рублей. Так и должно быть у серьезных постановщиков. Законно.

Еще у нас есть такие интересные кинопродюсеры, как Жанна Скрябина («Дьөһөгөй Айыы»), Егор Макаров («24 снега»), Дмитрий Шадрин и Степан Порядин (кинокомпания «Детсат»), чьи фильмы получили призы, имеют у зрителей успех. Развиваемся!

Определенно, что самым достойным и уважаемым среди продюсеров я считаю Сардаану Саввину — по успешным делам и достижениям в области кино. Отметим, что она является отличником профтехобразования и культуры РС(Я), обладателем номинации «Женщина года» (2017 г.), лауреатом ежегодной премии в номинации «Лучший продюсер в области киноиндустрии» 2018 г.

Тут надо сказать, что фильм «Тойон кыыл» («Царь-птица») завоевал мировую славу не только благодаря творческим стараниям режиссера и киносценариста, но и энергичному участию его продюсеров — Прокопия Иванова и Дмитрия Шадрина, а также благодаря активной деятельности промоутера картины Сардааны Саввиной.

Полнометражный художественный фильм «Тойон кыыл» на данном этапе, безусловно, является высшим достижением якутского кино. Этот замечательный фильм в апреле 2018-го года на 40-ом Московском международном кинофестивале получил главный приз фестиваля «Золотой Святой Георгий».

Помимо этой основной награды фильм Эдуарда Новикова еще получил в Москве престижный приз Международной федерации кинокритиков (ФИПРЕССИ) и приз Российской федерации киноклубов.

После большого успеха в Москве «Тойон кыыл» полетел дальше по миру получать награды. В Канаде на 42-ом Монреальском МКФ получил приз «За высокую художественность», и там же в Торонто приз «Лучшая драма». Далее, уже в Америке на Лос-Анджелесском МКФ получил приз «Лучший фильм», потом в Алматинском МКФ (Казахстан) получил Гран-При, а в Варшаве (Польша) II Престижный приз. Далее, после успешного участия на международных кинофестивалях в Германии и Австралии, фильм был номинирован на премию APSA и ЮНЕСКО, вошел в число лучших азиатских фильмов. Потом «Тойон кыыл» получил главные престижные (специальные) призы в Архангельске, Иркутске, Санкт-Петербурге, Ессентуках и на Сахалине.

С этими главными достижениями мы поздравляем режиссера кинокомпании «Сахафильм» Эдуарда Новикова, который до этого снял фильмы «Таҥара» по произведению Семена Ермолаева, «Свет во тьме» по рассказу Суоруна Омоллоона, «Плисада» и «Айыы Уола» — работы, достойные похвалы, имевшие успех у кинозрителей.

Автором сценария «Тойон кыыл» является известный драматург и киносценарист Семен Ермолаев – Сиэн Екер, по работам которого были сняты несколько замечательных кинофильмов: «Сирдээх дьон» («Землевладельцы»), «Охоноон» («Афанасий»), «Сайылык» («На летнике»), «Тайбаан арыы» и «Лыах» («Остров Тайвань» и «Мотылек») и другие. За основу сценария фильма «Тойон кыыл» он взял повесть Василия Яковлева, которого я хорошо знал. Это был замечательный человек, умный и добрый, предельно честный во всем. Но партийное руководство республики его недолюбливало за прямоту и правду в своих произведениях. В 60-ые годы говорили, что Василий Яковлев — будущий классик якутской литературы, кстати, как его чурапчинский земляк и тезка Василий Яковлев – Далан, по роману которого сейчас снимают фильм «Тыгын Дархан», режиссер Никита Аржаков. Он похвально экранизирует произведения классиков якутской литературы, например, «Аанчык», «Дьараплаан», «Сордоох суха» Суоруна Омоллоона. Фильм режиссера Э. Новикова «Тойон кыыл» был создан авторами по повести Василия Яковлева «Кытта кырдьыбыт тэҥкэ тиит» («Состарившаяся со мной лиственница»), которая была написана на основе реальных событий. В местности Кындыл, где жил В. Яковлев, стояла большая, высокая лиственница, на котором зимой неожиданно поселился неведомо откуда прилетевший орел. Старики, жившие в юрте около дерева, стали птицу кормить, чтобы спасти от голодной смерти. Орел, Тойон кыыл, считался у народа саха священной птицей, живущей на Четвертом небе божеств – айыы, и все люди (двуногие) поклоняются Ему, великому и всесильному.

Хотой Айыы объединяет людей, делает их сильнее и мудрее. Он постоянно убеждает всех двуногих, что они, люди Солнца, защитники и добродетели Среднего Мира, Земли. По-философски это понимается, что все люди должны объединяться в добре и милосердии, и это является их главной жизненной силой и правдой, которым суждено победить все напасти и несчастья, помочь им утвердиться и возвыситься в мире, сделать их достойными и счастливыми.

Орел с древних времен для народа саха является великим эгрегором, без которого рухнут все живые связи, гармония и развитие жизни на Земле.

Сценарист Семен Ермолаев абсолютно верно понял и кинематографически развил идеи и мысли Василия Яковлева, сделал в финале правильный и точный акцент в эпизодах гибели Тойон кыыла, когда молодые атеисты, комсомольцы, застрелили орла и тем самым преступно нарушили священные законы предков, утвердив таким странным актом свой новый порядок: «…Разрушим до основания, а затем…»

Но атеистическая диктатура силы и самообмана, отрицание тысячелетних законов и постулатов Айыы Танара привели людей только к поражению и краху.

Человечество, к удивлению, выбирает ложные пути, всегда стремится к иллюзиям и самообману. Сейчас во всем мире, в том числе и в России, людей обуял культ денег, «золотого Тельца». Диктатура Капитала главенствует везде и во всем, что развивает у людей желание наживы и неуемного потребления, и это логически приводит к позиции гордыни и превосходства, радикальной интровертности, что отрицает жизненно важные установки – «помоги ближнему своему», «сострадай и защити слабого и беззащитного». И такое эгоистическое обособление, отторжение личности от людей и общества, в конце концов, приведет всех нас до библейского апокалипсиса. Все эти идеи и выводы образно присутствуют в нашем якутском фильме «Тойон кыыл», и при просмотре глубоко доходят до иностранцев, будят в их душах и сердцах что-то самое сакральное и важное, открывают глаза на истинное – добро и любовь, без которых в жизни трудно и пусто.

«Тойон кыыл» и другие вышеупомянутые якутские фильмы значительно отличаются от голливудских и европейских картин своей человеческой простотой и душевностью. В них есть настоящая реалистическая глубина и нормальное жизнеутверждающее начало, которые часто напрочь затоптаны и забиты в коммерчески нацеленных западных фильмах, особенно в блокбастерах. Современные фильмы, я считаю, сильно испортили нашего зрителя своими динамичными и эффектными трюками, без которых зрителю теперь трудно, как без наркотиков. Привыкли. Надо заработать, деньги прежде всего!

Даже у нас в Якутске теперь кинопрокатчики не принимают для показа серьезные, авторские фильмы, и тем сознательно отгораживают зрителя от настоящих, поистине достойных произведений киноискусства. Вот почему хороший фильм Д. Давыдова «Костер на ветру» получил сначала полный провал в столичных кинотеатрах, и когда я смотрел, в зале сидели только три человека. Отучили коммерсанты уже.

А ведь этот совсем не коммерческий якутский фильм, скромный, обошел полмира, имеет колоссальный успех, завоевал награды на престижных кинофестивалях в Канаде, Америке, Австралии, Южной Корее и в России. И эта картина теперь успешно шагает по миру дальше.

«Костер на ветру» повествует о жизни обыкновенных жителей якутского села, рассказывает о житейских проблемах сельчан — стариков, женщины и ее сына. Случайная смерть парня и пьянство, казалось, разъединили людей навсегда, сделали их врагами. Но в фильме все-таки побеждают разум, справедливость и любовь. Фильм как психологическая драма, о душах людей.

Работа Дмитрия Давыдова, учителя из Амги, как фильм Эдуарда Новикова «Тойон кыыл» имеет свои исконные национальные понятия и ценности, уходит в глубины человеческих отношений в область души и «биения» сердца. Все это едино и слитно с образами и философским содержанием произведений — рассказов, повестей и романов наших якутских писателей, классиков, у которых всегда надо учиться истинному пониманию людей и жизни.

Фильм Костаса Марсана «Мой убийца» тоже был снят по мотивам произведения известного якутского писателя Егора Неймохова «Сайсары күөлгэ түбэлтэ» («Случай на озере Сайсары») и получил на IV Якутской МФК главный приз «Золотые снежные очки», участвовал на кинофестивалях в Москве, Сочи, был номинирован на II Всемирный азиатский кинофестиваль в Лос-Анджелесе на получение премии «Золотой глобус». Картина вошла в число лучших иностранных фильмов в Америке.

Однако среди якутских кинорежиссеров, считаю, позитивно выделяется Сергей Потапов, которого иностранцы сравнивают с великими мастерами — Кустурицей и Феллини. И он, действительно, очень талантливый человек и снял художественные фильмы, имеющие у зрителя бесспорный успех. Это «Моя любовь», «Тыал баарын тухары» («Пока дует ветер»), «Тыын» («Дыши»), «Подснежники», «Дойду» и «Дьөһөгөй Айыы», который получил главный приз на III Якутском международном кинофестивале, имел успех на 67-ом Берлинском МКФ

Некоторые картины С. Потапова весьма креативны по содержанию и форме, иногда весьма эпатажны, но… Он, я считаю, является лучшим мастером якутского киноискусства и его фильмы с большим интересом смотрели за рубежом — в Ливане, Южной Корее, Канаде, Франции, Германии, Финляндии и др. По уровню мастерства и кинематографической выразительности картины Сергея Потапова не хуже работ многих зарубежных кинорежиссеров, а может, и лучше. Жаль, что его не поддерживают на родине, в Якутии, и проекты режиссера никогда не финансируются. Вы не поверите, что два его лучших фильма — «Дойду» и «Дьөһөгөй Айыы» — были практически сняты (каждый в отдельности) за два дня и без копейки денег. Не это ли будет признаком гениальности режиссера?

Известно, что многие маститые кинорежиссеры в России снимают свои картины в течение 2–3 лет, тратя на это десятки миллионов, а вот успеха и интереса к ним за рубежом нет, как, например, к работам наших кинорежиссёров – Никиты Аржакова, Сергея Потапова, Степана Бурнашева, Дмитрия Давыдова, Прокопия Бурцева, Эдуарда Новикова, Татьяны Эверстовой, Михаила Лукачевского, Костаса Марсана, Вячеслава Семенова, Прокопия Ноговицына и т.д. Есть, я знаю, еще славные мастера, но это потом.

С особым интересом следят за развитием якутского кино во Франции. В Якутск несколько раз приезжала Президент Французской ассоциации кино «Борелиа» Эмили Май, отобрала фильмы для показа в Париже: «Аанчык» и «Старик» Н. Аржакова, «Дьөһөгөй Айыы» С. Потапова, «Оҕо куйуурдуу турара» П. Ноговицына. Муж Эмили Май кинорежиссер Христоф Була тоже приезжал в Якутию, снимал свой художественный фильм «Кочевое детство». Она обещает еще раз приехать в Якутск для съемок и отбора фильмов якутских мастеров.

Если говорить о Франции, сейчас в Париже живет и работает наш земляк из Мегино-Кангаласского улуса Петр Винокуров (племянник известного хореографа Василия Винокурова). Он окончил парижскую киношколу и снимает уже фильмы. В прошлом году приезжал на родину с киногруппой, и, возможно, мы скоро увидим его работы на якутском КФ.

Другой талантливый режиссер Прокопий Бурцев, призер IV ЯМКФ (фильм «Феррум»), еще живя в Японии принимал участие в конкурсах на МКФ в Англии и Франции. Такой вот прогресс наблюдается среди наших якутских кинематографистов.

Мы знаем, что художественные фильмы строятся целиком на игре актеров, и их удачная работа, как правило, половина успеха кинопроизведения. Считаю, что в данной статье будет справедливо рассказать о наших артистах, сыгравших разные роли в кино.

Более полувека не сходит с экранов якутского кино наш аксакал, заслуженный артист Спартак Федотов, который сыграл, пожалуй, больше ролей, чем кто-либо и заслужил этим всенародную любовь и уважение. Не станем перечислять все фильмы, где он играл (их слишком много), а кратко расскажем о его самых удачных работах. Еще в 1963-ем году в белорусском фильме «Третья ракета» он сыграл роль якутского солдата Петрова, который героически погибает в финале. И потом, уже состарившись, в 2011-о году он блестяще раскрыл образ фронтовика-снайпера Семена Ардахова и тем самым поспособствовал успеху фильма «Снайпер Саха» на международных кинофестивалях в Монако (Гран-При), Рязани («Золотой меч»), Москве («Лучший отечественный фильм»), Екатеринбурге.

Артист Саха академического театра им. П. Ойунского Иннокентий Дакаяров на данном этапе, думаю, самый успешный и востребованный. Его приглашают ведущие кинокомпании России, любят за рубежом. Он снялся в знаменитом фильме А. Борисова «Тайна Чингис Хаана», а также в фильме «Хара мааска» («Черная маска»), «Тыын» («Дыши») и в сериалах «Адаптация» и «Доктор Рихтер». А потом отлично сыграл роль Хана Джанибека в фильме Андрея Прошкина «Орда», который на московском КФ получил два лучших приза. Дакаяров — это величина!

Заметим, что наших артистов очень любил снимать один из лучших российских кинорежиссеров Алексей Балабанов, и в его фильме «Река» снималась целая группа якутских актеров, в том числе и покойный ныне Михаил Скрябин. Он, как помнят все, отлично исполнил главную роль в фильме этого мастера «Кочегар», который часто показывают на ТВ.

В России и за рубежом отметили великолепную игру М. Скрябина в картине Э. Новикова и С. Ермолаева «Таҥара» («Бог»). Действительно, это была поистине «божественная» работа актера, вершина его вдохновения, творчества. Такой сильной, эмоционально взрывной игры я, пожалуй, не видел ни в одном фильме. Жаль, что этот удивительно талантливый человек всегда оставался в тени, и при жизни за свои блистательные роли в кино и театре ничем отмечен не был.

Про остальных замечательных артистов-мужчин, игравших в якутских фильмах, я писать не буду, поскольку их слишком много и объем статьи не позволяет. Но не вспомнить о наших артистках — нельзя. И тут, разумеется, назову лишь трех наиболее ярких, отличившихся своей профессиональной игрой женщин. Это Степанида Борисова («Тайна Чингис Хаана»), Татьяна Мыреева («Аанчык») и Зоя ПоповаТойон кыыл»). Думаю, что эти весьма талантливые артистки еще блеснут, покажут свое мастерство в будущих фильмах, пока неизвестных.

Хороший отзыв о наших артистах в Америке сделал Джордж Шамшун: «…Актерский состав в лице Галины Тихоновой, Ильяны Павловой, Ирины Михайловой, Дмитрия Трофимова. Я могу продолжить этот список бесконечно. Все эти люди по размаху своего видения и поэтичности могут конкурировать со звездами первой величины в мире кино».

Тут с удивлением можно добавить то, что наша землячка из Ленска Елена Корнилова сейчас живет в Лос-Анджелесе, снимается в голливудских фильмах, и картина режиссера Валерио Моцарелло «Красный бархат» была показана на 69-ом Каннском кинофестивале во Франции, где главную роль Дженни сыграла Елена Корнилова. Замечательно! Сейчас эта талантливая якутянка продолжает сниматься в Америке и Азии, а также поет в различных музыкальных программах и кино. Она часто приезжает в родную Якутию. Такие вот мировые истории!

Работа, создание любого фильма, разумеется, дело коллективное — режиссер, оператор, актеры и т.д. Вторым создателем после режиссера, я считаю, является киносценарист, который заложил в основу картины свой писательский труд — драматургию, образы, идеи и так далее.

В Якутии ведущим и признанным в этом деле является, на мой взгляд, Семен Никонович Ермолаев — Сиэн Екер. После учебы во ВГИКе он в 1986-ом году выпустил на экран свой первый короткометражный художественный фильм «Эргэ оонньуур» («Старая игрушка»), дальше пошли с успехом его картины «Старая усадьба», «Сирдээх дьон» («Землевладельцы»), «Охоноон» («Афанасий»), знаменитая картина «Сайылык» («На летнике») и др. Считаю его зачинателем-сценаристом якутского кино, экранизация работ которого далее пошли собирать на различных кинофестивалях призы и награды. Последний фильм с его участием будет «Тойон кыыл», о котором я подробно написал выше.

Уже в ХХ веке из удачливых молодых киносценаристов выделялась Мария Находкина, которая в 2015-ом году получила диплом Университета кино и телевидения в Санкт-Петербурге и сразу приехала работать на родину в Якутск. Она удивительно плодотворна и за четыре года успела написал десять сценариев, экранизация которых имела успех у якутского и зарубежного зрителя. Самые удачные из них, я считаю, это «Айыы Уола», «Кэскил-3», «Таптал», «Кэрэл» и, естественно, «Мой убийца».

В фильмах Марии Находкиной, как и в работах Семена Ермолаева, профессионально изложены конфликты и драматические коллизии в жизни главных героев, реально и убедительно показаны их страдания и минуты счастья, трагедия и любовь. Особенно хорошо удалось ей это в фильме «Кэрэл», который я считаю лучшей работой киносценариста Находкиной. Эта картина о сложной любви молодой столичной певицы и слепого деревенского парня. В финале их чувства побеждают все препятствия.

Картина «Кэрэл» имела большой успех на V Якутском кинофестивале, особенно у народа. Большинство работ якутских кинематографистов отличаются тем, что авторы хотят показать судьбы и переживания своих героев максимально правдиво и честно, как в классической национальной литературе. Признаюсь, что я иногда плакал, читая произведения наших писателей, особенно «старых», репрессированных, таких, как Алампа или Омоллоон. И хорошо, что многие наши кинорежиссеры и сценаристы обращаются к литературным произведениям якутских писателей, классиков и современных, которые заслуженно снискали почет и уважение всего народа.

Для успеха любого фильма, как я считаю, нужны три условия: правда, образ, душа. Зритель должен сопереживать, думать и волноваться. Успех якутских фильмов у нас и за рубежом именно в том, что зритель верит в происходящее на экране, он плачет и смеется, у него ноет сердце от страданий героев, потом душа озаряется светом от счастливой развязки их человеческой истории. А в современных западных фильмах, особенно американских, этого, замечу, мало, почти что нет, зато много внешне эффектных, зрелищных моментов, у них превалирует форма в ущерб содержанию, и только так можно заработать много денег. В этом главная цель этих фильмов, ибо «деньги решают все».

Однако, какие бы фильмы ни снимали — коммерческие или фестивальные — успеху неизменно способствует работа кинооператора.

Если говорить о наших якутских операторах, то это будут Иннокентий Аммосов, Николай Сантаев, Семен Васильев, Искандер Иванов и, конечно, Семен Аманатов, Юрий Бережнев и Михаил Кардашевский. Последние три мастера отличились своими прекрасными операторскими кадрами в фильме режиссера М. Барынина «24 снега». В России и за рубежом они буквально ошеломили, открыли глаза миллионам кинозрителей, показали миру северную красоту природы Якутии, где живут и работают в суровых условиях люди — охотники, оленеводы и коневоды. Главным героем этой замечательной картины является верхоянский коневод Сергей Лукин, чей кинопортрет отлично воплотили наши операторы. На IV Якутском МКФ фильм «24 снега» получил приз жюри «За лучшую операторскую работу». В дальнейшем картина после 67-го Берлинского МКФ победно двинулась покорять зрителей других стран мира, завоевала восемь престижных медалей.

Один из операторов этого шедевра Юрий Бережнев еще раньше заслужил свою мировую славу, как оператор-постановщик знаменитого фильма «Тайна Чингис Хаана», и мы, якутяне, надеемся, что этот замечательный мастер своего дела еще добьется в будущем высоких мировых наград.

О другом удивительном кинооператоре Якутии Семене Аманатове можно написать целую книгу, ибо он снял свыше 20 фильмов, и лучшие из них — это фильмы режиссера Сергея Потапова, с которыми они получили призы на различных кинофестивалях.

Добавлю, что он был оператором-постановщиком фильма «Тойон кыыл».

Кстати, звукорежиссером этого великолепного фильма является Иннокентий Сивцев. Этот весьма талантливый человек озвучил почти все фильмы «Сахафильма» в XXI веке, а также авторские картины таких режиссеров, как Сергей Потапов, которые получили различные призы и награды на фестивалях России, СНГ и мира.

Иннокентий Сивцев, безусловно, лучший наш звукорежиссер, чутко чувствующий «дыхание» фильма, его сложную ритмическую структуру, он глубоко и точно понимает драматургию картины, характеры и переживания героев. Я всегда удивляюсь тому, как он точно подбирает музыку к каждому эпизоду фильма, понимает его образное музыкальное содержание. Если И. Сивцев взялся за озвучивание, значит, работа режиссера обязательно получит хороший отзыв у кинозрителей и жюри. Отличный мастер своей сложной профессии. Я бы поставил ему памятник у центрального входа кинокомпании «Сахафильм».

Теперь за рубежом, познакомившись с лучшими работами якутских кинематографистов, уже смотрят целые блоки картин, чтобы поближе узнать о людях и жизни «этого северного, загадочного края» — Якутии.

Вот так смело шагает по миру наше якутское кино, завоевывая симпатии зрителей зарубежных стран.

Известный в России ученый-исследователь, киноэксперт Олег Иванов сказал о достижениях якутского кино: «…А это высокая планка. Не побоюсь такого сравнения, но, на мой взгляд, современное русское кино в меньшей степени бренд в мире, чем якутское. Это связано с тем, что оно национальное, глубоко связанное с культурными традициями. Поэтому и востребовано».

Согласно отчету Эпик Пикчерз (США), фильмы Якутии посмотрели и смотрят в странах Европы, Азии, Южной и Северной Америки, Ближнего Востока и Австралии. Только один фильм Андрея Борисова «Тайна Чингис Хаана» был показан в 54-х странах мира. Не это ли всеобщий мировой успех якутского кино?

Вот что еще сказал великий кинематографист мира Джордж Шамшум: «Уровень якутского кино вырос еще со времен Алексея Романова и Никиты Аржакова, а благодаря новому поколению кинематографистов. оно «заговорило» на новом языке и приобрело всемирную известность. Допустим, творчество Сергея Потапова — это что-то сродни Феллини».

В заключении я хочу сказать, что успех фильмов якутских кинематографистов за рубежом в их человеческой доброте и душевности, в чистоте помыслов, в их глубокой нравственной и духовной содержательности, в ценностях, которые есть в национальной литературе, в бессмертных произведениях Алексея Кулаковского, Платона Ойунского, Анемподиста Софронова, Амма Аччыгыйа, Суоруна Омоллоона, Далана, Василия Яковлева, Николая Лугинова и других, истинно народных.

В современном мире глобальной интровертности, наживы и потребления мы, народ саха, сумели сохранить свое истинное, национальное — уважать и любить природу, людей и мир, защищать добро и любовь, быть чуткими и сострадательными ко всему, что рядом, живому и неживому, жить в гармонии с совестью и душой, отдавая лучшее — другим, всему миру. Быть человечным. И все это Утум — наследие мудрых предков.

Считаю, что мы, создатели фильмов, все перечисленные и сказанные выше ценности должны донести до всех людей, живущих сейчас в нашем тревожном, недобром и непредсказуемом мире. Такая вот ответственная и великая задача.

Пожелаем им, якутским кинематографистам, дальнейших успехов в области мирового киноискусства! Уруй! Айхал! Тускул!

Александр Румянцев

Александр Румянцев

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.