0

Владимир Алексеевич Фенченко: «В короткометражке выкристаллизовывается все самое важное»

Владимир Фенченко

Российский режиссёр, педагог, сценарист и актер Владимир Алексеевич Фенченко 11 апреля празднует свой день рождения. Накануне этой даты редакция Moviestart встретилась с воспитателем целой плеяды отечественных режиссеров и поговорила с ним о короткометражном кино.

Владимир Алексеевич, на Ваш взгляд, короткометражное кино – проба пера?

Почему «Проба пера?». Йос Стеллинг, известный режиссер, снявший уже и «Стрелочника», и «Иллюзиониста», потом берет и делает короткометражку «Зал ожидания». Это проба пера? Феллини тоже не нужна была проба пера. Он был уже Феллини, а подключился и снял новеллу для сборника по рассказам Эдгара По, потому что ему было интересно. Короткометражное кино — это форма. Если человек пишет роман, это не значит, что он не может написать новеллу или рассказ. Это осмысление. Короткая форма зачастую может быть притчей. И здесь не нужен полный метр. Попробуйте из некоторых короткометражек сделать полный метр. Будет много лишнего. А в короткометражке выкристаллизовывается все самое важное.

Человеку, который ни разу не снимал кино, лучше начать с короткого метра, или можно «замахнуться» сразу на полнометражный фильм?

Почему нет, бывало и так: человек ни разу не снимал и сразу делал полный метр. Нет никаких условий. Первым фильмом Темура Баблуани был полнометражный фильм «Перелет воробьев», совершенно блестящая картина.

Короткому метру сейчас труднее найти зрителя или нет?

Все это определяет прокатчик. Он начинает требовать определенный формат. Я, например, обожал короткие мультяшки. А сейчас все больше грубо сделанных анимационных фильмов. Из этого уходит и поэзия, и зачастую – искусство. Идет информация и иллюстрация.

Как один из вариантов – объединять короткометражные фильмы в альманахи и прокатывать?

Да, можно так. Альманахи, объединяющие мастеров – «Париж, я люблю тебя», «На 10 минут старше» и другие – были очень интересны.

Альманах «Мама навсегда», который выходит в прокат, Вы его видели?

Да, добротно сделанные, симпатичные фильмы, на мой взгляд.

Можете назвать несколько короткометражных фильмов, которые Вы бы порекомендовали посмотреть всем, кто учится снимать?

Своим ученикам я предпочитаю показывать те фильмы, которые я знаю, как делаются такими же моими учениками. Я не призываю молиться на шедевры. Но есть классика, которую надо знать: «Зал ожидания», о котором я уже говорил, ранние короткометражки Франсуа Озона, учебные работы Романа Полански очень интересны.
В учебных целях важно разбирать отдельные сцены полнометражных фильмов, многое оттуда почерпнуть. Но в любом случае нужно смотреть весь фильм, понимать, как работает каждый его элемент. Например, картина «Беспечный ездок» Денниса Хоппера (1969), в ней сделано очень много открытий.

Вы смотрите много короткометражек ваших учеников, Вас часто приглашают в жюри на фестивали, есть ли отличие современных фильмов от короткого метра десятилетней давности?

Сейчас пытаются в короткометражку впихнуть побольше, на экране все становится очень быстрым, «туда-сюда». Это поверхностный взгляд. Это так же, как читать поэзию по диагонали. Сейчас важен быстрый темп. Порой режиссеры забывают про паузы. Это жалко. Опять же, многие фестивали лимитируют длительность фильма – 15 минут. Некоторые истории наоборот просятся расшириться. Очень много психологических историй, которые невозможно «засунуть» в 15 минут. Хотя есть фестивали одноминутных фильмов, и там бывают очень хорошие работы.
Фильмов «на потребу» сейчас становится больше, молодым людям все труднее выразить именно себя. Если человек выпендривается и сочиняет, чтобы всех удивить, мне это не интересно. А если человек испытывает какие-то чувства и, самое главное, потребность высказаться – это совсем другое.

Оригинал

Молодежный центр Союза кинематографистов

Молодежный центр Союза кинематографистов

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.