1

Круглый стол «Нестоличное кино: перспективы развития»

Круглый стол Нестоличное кино

В рамках XX Всероссийского Шукшинского кинофестиваля состоялся круглый стол «Нестоличное кино: перспективы развития», основной повесткой которого стало развитие регионального кинематографа в субъектах Российской Федерации. Организаторами круглого стола выступили Управление по культуре и архивному делу Алтайского края, Молодежный центр Союза кинематографистов России и Молодежный центр кинематографистов Алтая. В круглом столе приняли участие:

Виктор Иванович Мережко, народный артист России, сценарист, режиссер, Президент Всероссийского Шукшинского кинофестиваля, г. Москва;

Анатолий Георгиевич Чижиков, генеральный директор и продюсер кинокомпании «ФаворитФильм», г. Москва;

Елена Евгеньевна Безрукова, ВРИО начальника управления Алтайского края по культуре и архивному делу, г. Барнаул;

Гульфия Шарипова, продюсер, директор МЦ СК Башкортостана, г. Уфа;

Шамиль Агаев, кинорежиссер, сценарист, г. Тюмень;

Алексей Кожемякин, киновед, директор МЦ СК Новосибирской области;

Оксана Берилло, начальник отдела кинообслуживания населения ГБУК НСО «Новосибирсккиновидеопрокат»;

Михаил Кулунаков, кинорежиссер, Республика Алтай;

Роман Дваладзе, кинорежиссер, продюсер, г. Томск;

Владислав Кафеев, кинорежиссер, продюсер, руководитель киностудии «Ветер перемен», Республика Хакассия, г. Абакан;

Николай Бем, продюсер, руководитель компании «Сибирская студия независимого кино», куратор проекта «Siberia DOC», г. Красноярск;

Екатерина Куприянова, кинорежиссер, г. Кемерово;

Владимир Сергеевич Кузнецов, председатель правления АКО ООО «Союз кинематографистов Российской Федерации», г. Барнаул;

Амаду Мамадаков, заслуженный артист Республики Алтай и Республики Тыва, актер театра и кино, режиссер, г. Москва;

Нина Александровна Кочеляева, культуролог, киновед, г. Москва;

Николай Ларионов, продюсер кинокомпании «Марс Медиа», г. Москва;

Маргарита Волкова, продюсер кинокомпании «VOLKI FILM», г. Новосибирск;

Василий Романов, кинорежиссер, г. Барнаул;

Вера Уразова, кинорежиссер, г. Барнаул.

Модератораторами круглого стола «Нестоличное кино: перспективы развития» выступили:

Якунин Дмитрий Михайлович, исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России;

Шарабарин Дмитрий Александрович, руководитель Молодежного центра кинематографистов Алтая.

 

На круглом столе «Нестоличное кино: перспективы развития» обсуждались следующие вопросы:

  1. Современное состояние регионального кинематографа.
  2. Презентация регионального опыта и успешных кейсов.
  3. Перспективы реализации совместных региональных проектов.
  4. Актуальные предложения. Резолюция круглого стола.

Публикуем фрагменты стенограммы круглого стола.

Круглый стол Нестоличное кино

Дмитрий Шарабарин, руководитель Молодежного центра кинематографистов Алтая:

Хочу всех поблагодарить за то, что вы все сегодня здесь на Алтае. Я понимаю, насколько было сложно летом в июле вырваться со съемок, потратить свои дни отпуска. Поэтому благодарю всех столичных и нестоличных гостей, поздравляю, что мы здесь сегодня собрались. Кинофестиваль – это не только смотр итогов кинодеятельности, но и мощный импульс для развития. Здесь закладывается фундамент на будущее совместных региональных проектов. Поприветствуем друг друга.

Е. Е. Безрукова, и.о. начальника Управления по культуре и архивному делу Алтайского края:

Я очень рада вас приветствовать. Мы впервые решили согласиться с предложением Дмитрия и еще одного Дмитрия и провести такой формат общения, поскольку, в основном, Шукшинский фестиваль конечно «заточен» немного под другой формат. Тем не менее, год от года добавляются такие профессиональные составляющие, как питчинг. Сегодня первое мероприятие, которое открывает шукшинскую программу – это круглый стол. Я очень рада вас приветствовать. Спасибо, действительно, за то, что вы нашли время присутствовать здесь. В каждом регионе, независимо от бюджетной обеспеченности кинематографа, есть люди, которые снимают кино, хотят это делать и у них есть желание развиваться. У нас это тоже есть и мы надеемся, что сегодняшнее общение и общение в течение всего фестиваля нас взаимно обогатит и пойдет на пользу многим присутствующим здесь. Спасибо!

В. И. Мережко, Президент Всероссийского Шукшинского кинофестиваля, драматург, режиссер:

Добрый день! Елена Евгеньевна, я надеюсь, вы будете постоянно работать на этой должности, потому что Вы – замечательный работник и очень красивая женщина, а я буду не почетным, а нормальным президентом фестиваля. Понимаете, почему, на мой взгляд, этот круглый стол важен. Иногда складывается ощущение, что все происходит в Москве или в Санкт-Петербурге, а регионы забывают. А регионы ведь живут своей мощной, очень интересной  жизнью. Что ни регион, то – таланты, проблемы, сюжеты. Вот я недавно встречался с президентом «Саха-фильм», Дмитрием Шадриным. Такое якутское чудо. Кино снимают на копейки, фильмы не только в прокат попадают, но и получают награды. Уверен, в каждом регионе: области, республике, крае, есть свои возможности снимать кино и делать общероссийское кино. То, что мы сегодня можем об этом говорить, о проблемах, задачах, перспективах – хорошо. Мы сейчас потеряли не одно поколение молодежи из-за американизации. И если будут снимать, например, в Бурятии про бурятов, в Якутии – про якутов, на Алтае – про Алтай… Я был в прошлом году здесь в жюри. Мне так тут понравилось. Я благодарен за предложение стать президентом фестиваля. Давайте поговорим всерьез, какие перспективы, намерения, деньги. Ведь все упирается в итоге в продюсеров, в деньги. Как говорит Анатолий Чижиков: «Сейчас наступила эпоха продюсерского кино». Звучит ужасно, конечно. Потому что должна быть «эра творца». Хорошо если продюсер сочетает творчество, деньги и администрирование – это идеальный случай. Так что у нас есть, о чем поговорить, о чем задуматься и на чем сойтись. Я бы хотел, чтобы вы как-то объединились, нашлись и не потерялись в ближайшие полгода-год. Это очень хорошее дело. Дима – молодец. Давайте будем искренними и по делу. У нас великая страна и охватить ее четырьмя федеральными каналами нереально. «Кабель» должен работать на свой регион. Это очень сложная задача, но крайне назревшая. Спасибо!

Круглый стол Нестоличное кино

Дмитрий Шарабарин:

Уважаемые коллеги, у нас сегодня 4 вопроса. Понятно, что мы будем касаться разных тем. Я их озвучу. Первое у нас на повестке – «Современное состояние регионального кинематографа». Второй вопрос – «Презентация успешных региональных кейсов».  Третий вопрос – «Перспектива реализации совместных проектов». И четвертый вопрос – «Предложения, обсуждения по вопросам взаимодействия». По первому пункту слово предоставляется Дмитрию Якунину, исполнительному директору Молодежного центра Союза кинематографистов РФ.

Дмитрий Якунин:

Доброе утро! Очень приятно видеть много знакомых лиц. Со многими не виделся со времен моих поездок в Кемерово, Новосибирск, другие регионы. Вы знаете, что мы очень много ездим. Сейчас об этом расскажем. Очень приятно, что Елена Евгеньевна приняла наше предложение о проведении круглого стола. В нашей стране проходит очень много кинофестивалей, какие-то поддерживаются федеральным Министерством культуры, какие-то только региональной властью… И зачастую фестиваль проходит, красная дорожка закатывается, пресс-волл разбирается, и на этом жизнь кинематографа немножко задерживается в регионе и даже останавливается. Наша же задача, наше мнение, что фестивали должны быть рабочими. Нам кажется очень важным, чтобы фестивали давали рост развитию регионального кинематографа, в том или ином виде проводились деловые мероприятия, поэтому второй год мы проводим питчинг. И наш круглый стол мы считаем очень важным- сегодня здесь собрались представители 10 регионов. Я хочу представить презентацию, что происходит в региональном кино, чем Молодежный центр полезен в этом направлении. Я хочу напомнить, что в конце прошлого года по итогам Президентского совета по культуре вышло Поручение Президента РФ, в котором, в частности, говорится о необходимости развития региональных продюсерских центров. Мы сотрудничаем с Администрацией Президента, с Министерством культуры, с Фондом кино, Ассоциацией продюсеров кино и телевидения, АСИ — структурами, которые обсуждают данную инициативу. Мы сами проводим круглые столы, обсуждения, советуемся с опытными и молодыми коллегами, прежде всего, из регионов.

Итогом нашей деятельности за прошедший год будет большая брошюра, которую мы представим на форуме «Таврида» и в которую войдет информация о 22 регионах – что происходит в каждом из них- аналитика, цифры, прогнозы. Напомню, что одно из самых наших главных направлений — мы проводим питчинги. В прошлом году получили поддержку в Фонде президентских грантов. На данный момент мы провели питчинги в 17 городах, и второй раз проводим конкурс в Барнауле. По итогам этих питчингов в продюсерской разработке более 30 проектов, а снято и находится в съемочном периоде – 12 проектов. Это 12 региональных проектов, которые поддержаны нашими продюсерами, партнерами – Русской Фильм Группой, Свердловской киностудией, при технической поддержке компании Canon и участии нашего продюсерского центра «Молодежные инициативы». В этом году наш продюсерский центр получил поддержку Министерства культуры на якутский проект, полный метр под названием «Мас-рестлинг». Что касается региональной деятельности, круглых столов, мы 2 года назад начали эту серию большим форумом в Якутске, где присутствовало 20 регионов. Там были обозначены стратегические инициативы по развитию кинематографа в регионах. Затем мы провели несколько стратегических сессий по развитию кинематографа в Иркутске, Ставрополе, Ярославле и недавно в Ульяновске. Кроме того, были наши большие собрания, совещания в Санкт-Петербурге на Международном культурном форуме, в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи и на фестивале «Человек труда» в Екатеринбурге, где спикерами были 20 регионов, а вообще участвовало — 43 региона. И очень здорово, если мы поделимся своим опытом в рамках нашего круглого стола. В этом году Молодежному центру доверили провести бизнес-площадку Московского кинофестиваля. Основной упор был сделан на региональное кино. Мы провели большое мероприятие под названием «Work in progress» (представление проектов на стадии пост-продакшна) и презентацию 15 региональных кейсов.  Итак, если подводить итоги. По итогам наших совещаний и круглых столов были обозначены основные проблемы регионального кинематографа. Во-первых, это отсутствие единой системы кинопроката. В этой связи мы видим как минимум налаживание связей с кинотеатрами внутри региона и, безусловно, развитие межрегиональных взаимоотношений по прокату, как документального, так и короткометражного кино, собранного в альманахи. Во-вторых, это дефицит профессиональных кадров, отсутствие качественного кинообразования. Третье – недостаточная техническая база в регионах. Четвертое – потребность в единой информационной базе по вопросам технического оснащения, локаций и т.д. Пятое – необходимость взаимодействия региональных кинопроектов и крупных российских студий и мэйджеров. Шестое – необходимость развития сетевых проектов. На данный момент Молодежный центр занимается решением этих и многих других проблем. Мы понимаем, что являемся только одним из игроков этого сегмента, направления. То, что в наших силах, в наших возможностях, то, что мы с нашими ребятами-коллегами из Молодежного центра тянем, развиваем эти направления. И это — развитие проекта Всероссийский питчинг дебютантов. Совсем недавно была радостная новость, я надеюсь, для многих дебютантов, для многих регионов. Это серьезное увеличение призового фонда питчинга до 10 миллионов рублей. У нас с сентября месяца уже новый второй этап питчинга дебютантов будет, на каждый из питчингов будет призовой фонд 500 тысяч рублей, это приятно.

(аплодисменты)

Деньги пойдут на реализацию проектов, будет заключен договор с физическим лицом, лауреатом питчинга и будет обязательство, что в течение года лауреат должен отчитаться, что он не «закрыл кредит», а потратил деньги на кино. И обязательно на Алтае, на Шукшинском фестивале мы усилим питчинг дебютантов своим призовым фондом. Съезд Союза кинематографистов учредил, как нам кажется, очень важное мероприятие – Всероссийский фестиваль регионального кино. Мы сейчас обсуждаем с нашими коллегами из Союза кинематографистов этот проект. Возможно, этот фестиваль будет «плавающим» на территории разных регионов, давая тем самым импульс для развития кинематографа в том или ином регионе. Нам кажется, что этот проект может войти в Топ-5/Топ-10 фестивалей, которые проходят в России. Мы проводим образовательный кинокампус, он проводится буквально 3-5 дней. Сейчас на Тавриде мы будем пробовать этот формат, мы назвали его кинокампус Moviestart. Сначала идут мастер-классы, проходит питчинг и затем снимается кино, либо дорабатывается сценарий, если это полный метр. И мы сейчас разрабатываем еще один большой проект – альманах документального кино. Мы его назвали «Карта России», подали заявку на Министерство культуры РФ, художественным руководителем является Сергей Валентинович Мирошниченко. Мы хотим снимать кино о маленьких людях, «незаметных» героях, на которых держится регион, держится город, держится страна. Это люди разных профессий. Подобный проект мы сделали в свое время на Сахалине, он называется «На краю». Это развивает документалистику и помимо всего прочего это является образовательным процессом. В общем, развиваемся, хотим развиваться вместе со всеми нами и вами. Спасибо!

(аплодисменты)

Евгений Субочев, менеджер по развитию компании CANON:

Я хочу со своей стороны рассказать о своем взгляде на развитие регионального кино. Наш опыт совместных мероприятий с Молодежным центром Союза кинематографистов показывает, что очень часто нужен какой-то толчок, небольшое развитие для того, чтобы в регионах начала кипеть жизнь. Здесь у нас представители из Томска, где мы с Филиппом Абрютиным проводили стратегическую сессию, мозговой штурм, чтобы понять, что делать для развития местного регионального кино. И итогом мозгового штурма стала идея объединения. С одной стороны, в Томске появилась компания, которая приобрела оборудование и по очень доступным ценам стала сдавать его в аренду ребятам, которые нуждались в оборудовании. Они наконец получили в руки хорошую кинокамеру, закрутился процесс. В группе в Facebook несколько раз в неделю появляется новый пост, новое сообщение, что они снимают. То есть, это один из примеров того, как работает процесс организации знакомства. Сколько раз мы уже проходили такую ситуацию – мы приезжаем в регион, проводим круглый стол, стратегическую сессию, собираемся в рамках питчинга, и сами участники круглого стола, которые живут в регионе, они там знакомятся. Сценаристы, режиссеры, продюсеры собираются вместе и узнают, что они есть, а они друг о друге не знают. Когда они собираются, достаточно небольшой поддержки, небольшого толчка, чтобы все закрутилось. Это происходит только в том случае, если к этом есть желание и, я бы сказал, страсть. На круглом столе фестиваля Горький fest Владимир Иванович Хотиненко очень хорошо сказал на эту тему, что нужно быть сумасшедшим. Нужны в хорошем смысле сумасшедшие люди, которые должны со страстью заниматься процессом и в этом случае будет все получаться. Невозможно в этом деле заставить. Но если есть желание и возможность, то Молодежный центр и компания Canon в этом помогают, чем могут. Мы помогаем реализовывать проекты, Canon дает гранты на технику. Это наша небольшая роль, чтобы развить наш отечественный, региональный кинематограф. Спасибо!

Круглый стол Нестоличное кино

Дмитрий Якунин:

Я хотел добавить, что вся наша деятельность была бы невозможна в этом формате без поддержки большого Союза кинематографистов. Поэтому мы всегда должны понимать, что какие-то письма от меня или от кого-то из нас, они не имеют той степени важности, если бы не были поддержаны Председателем союза, Секретариатом СК РФ. Очень важен формат сотрудничества с опытными деятелями кинематографа. Допустим, как это сделано в Уфе, в Башкирии. Гульфия Шарипова, руководитель Молодежного центра Башкирии расскажет, что происходит в Уфе.

 Гульфия Шарипова:

Здравствуйте. Я быстро прокомментирую, что сказал Евгений. Я в Молодежном центре и вижу, сколько всего делается с 2015 года, идет такая динамика, поэтому без фанатизма никуда. У нас тоже от председателя нашего большого Союза кинематографистов в Башкортостане очень много зависит. Фарит Фатихович Габитов – это человек, без которого Молодежный центр в Уфе очень многого бы не сделал. Поэтому вот этот обмен опытом, наша молодость и заряд творят чудеса.

Круглый стол Нестоличное кино

Итак, моя презентация «Современная кинематография республики Башкортостан». Буквально 2 года назад был составлен рейтинг регионов и из 87 регионов, которые дали свои показатели, Башкирия заняла 6 место по разным пунктам. Нас это, если честно, удивило и взбодрило. Я, когда на тренингах в районах приезжаю и показываю этот рейтинг нашим ребятам, живущим в деревнях, у них возникает внутри гордость и я понимаю, что они видят перспективу развития кино в нашем регионе. Собственно, был составлен профиль региона в 2016 году. У нас есть киностудия, эффективно работает Союз, снимается кино и по чуть-чуть выстраивается кинообразование, о чем я вам расскажу поподробней. В прошлом году у нас в прокат вышло 3 картины. Первая картина «Из Уфы с любовью», картина собрала более 5 миллионов рублей, из них 3 миллиона собраны именно у нас в Башкортостане. У нас с апреля по октябрь все время крутился этот фильм в центральном кинотеатре города, не уходил с экранов. Второй фильм – «Бабич», третий фильм – «Мертвым повезло». Почему для меня важны именно эти три картины, вышедшие в прошлом году? Потому что они отражают три направления, в котором сейчас развивается кино Башкирии. С одной стороны, фильм «Бабич», это Булат Юсупов, он закончил ВГИК в 90-е годы, это опытный режиссер. «Из Уфы с любовью» — Айнур Аскаров, он закончил 6 лет назад Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, это новый автор, который снимает талантливое кино. И третий – Вадим Валиуллин, он снимает абсолютно свое кино, какое-то непонятное, это «слешер». Но я так рада, что он у нас есть, потому что есть абсолютно разное кино и я ратую за то, чтобы у нас было как можно больше разножанровых авторов. И у нас 4 полнометражные картины будут сниматься в этом году. Две из них Айнура — это «Таганок» и «Буран». «Республика» — о создании республики Башкортостан. «Двое видели козу» — это уже озвученный фильм, скоро выйдет в прокат. И наконец-то у нас появились меценаты, люди, которые вкладывают серьезные деньги в производство собственных фильмов, не привлекая государство, федеральные бюджеты. Плюс у нас еще успехи молодых кинематографистов. Это и победа на «Кинотавре» Вадима Валиуллина, и Лилия Янтилина, которая победила в конкурсе Disney и вышла в финал со своим сценарием. У нас функционирует несколько студий. Есть три павильона, собрана база локаций. Какие же факторы повлияли на то, чтобы у нас так развивалось кино? У нас есть глава нашего региона, который учреждает гранты, которые даются на кино. Благодаря этим грантам, как минимум, сначала снимались короткометражные фильмы, и вот в Год кино были выделены деньги. Не очень большие, в 2016 году было выделено 9 миллионов на «Бабич» и 5 миллионов на «Из Уфы с любовью», но они отработали полностью весь бюджет. На что хотела обратить внимание. Почему мне кажется, что очень важны такие круглые столы. Потому что именно с такого же круглого стола в 2015 году у нас начался новый виток развития кино. Мы собрали за одним столом киностудию, правительство, Союз кинематографистов и поговорили. Мы поняли, почему киностудия не хочет давать технику молодым режиссерам – а где гарантия, что они ее не поломают, не испортят. Мы, в свою очередь, наш Молодежный центр стал гарантом этого. Стали делать конкурс сценариев и киностудия выделила определенное количество сертификатов на оборудование и благодаря этому у нас начали снимать новое молодое кино. И пошло. На данные момент у нас функционируют 2 киношколы и еще одна, так называемая, антикиношкола. У нас проходит питчинг. Спасибо большое компании Canon, Евгению, вы так нас поддерживаете. У нас в следующем году будет, чем похвастаться и что показать на кинофестивалях. И что еще важно. В Уфе стало модным снимать кино. Все видят, что что-то происходит и те люди, которые стояли в сторонке, стали в это вливаться. Я понимаю, что надо идти дальше, в районы. А когда приезжаешь в районы, ты как будто прилетел с Марса – они не понимают. Я к чему, к тому, что в тех городах, куда я приехала и рассказала, что творится в Уфе, это работает. Пускай, через полгода, через год, но находится такой фанат, один, два или три, которые вливаются и начинают снимать кино. И проблема. Чем мы будем заниматься в следующем году. Это кинопрокаты, потому что я поняла, что не очень хорошая ситуация с кинопрокатом, а при том количестве, которое сейчас выходит, надо максимально его наладить. Мы проведем Стратегическую сессию, надеюсь, внедрим все, что я прописала и у нас все получится. Спасибо за внимание!

Дмитрий Якунин:

Хочу добавить, что Свердловская киностудия выиграла грант на фильм Айнура Аскарова «Буран», это на данный момент пятый региональный проект, который поддержали федеральные структуры. Хочу, чтобы Дмитрий Шарабарин дал картину по Алтаю и коллеги из местного Союза кинематографистов добавили свои мысли, пожелания.

Дмитрий Шарабарин:

Действительно существуют общие проблемы развития регионального кино. Но у нас пока больше желания, чем возможностей. Надо сказать, есть объективные причины. Но у нас очень хорошие традиции в Алтайском крае. У нас снимали замечательное кино. В том числе и Василий Макарович снял на родине 2 фильма. К сожалению, сейчас мало фильмов снимается.  В том числе и в связи с теми проблемами, которые у нас есть, например, касающимися организации кинокомиссионной деятельности. Но традиции большие. Что касается проблем и минусов, они общие для всех регионов, у нас нет киностудий, и никогда не было. Но у нас хорошая инфраструктура, дороги, локации, хорошая актерская база. В то же время у нас отсутствует система кинообразования. У нас нет ни одного профессионального кинорентала. И пока нет программ поддержки регионального алтайского кино. Мы разрабатываем возможности. По системе проката – нет системы проката регионального кино. Но в то же время появляются некоторые авторские фильмы, которые созданы за свой счет. Точки роста – я абсолютно уверен, что это создание молодежных центров в регионах, ведь во многом благодаря деятельности Дмитрия Якунина и Союза кинематографистов делаются конкретные шаги. То, что сказал Дмитрий, проект «Карта России» и кинокампус Moviestart должны получить практическую реализацию. У нас есть фестивали, не только Шукшинский — Фестиваль экранизаций, например, второй год проводим. Он еще маленький. Надеемся, в следующем году при поддержке управления фестиваль будет расти и развиваться. Мы организуем мастер-классы, показы, участвуем в организации Всероссийского питчинга дебютантов, кинокампуса АТР. Здесь присутствует Андрей Есаулов, лауреат прошлого питчинга. Он получил грант губернатора – 150 тысяч рублей на производство фильма. Съемки почти закончены, скоро будет монтаж. Дмитрий говорил, что на Тавриде будет первый кинокампус, а я считаю, что на форуме АТР уже прошел наш международный кинокампус и прошел успешно – 25 участников из разных стран и регионов.  Среди экспертов были наши региональные коллеги, например Алексей Бабенко из республики Карелия. У нас при поддержке Фонда кино открылись в маленьких городах кинотеатры. В перспективе очень важно проведение Стратегической сессии, подготовка программы поддержки алтайского кинематографа. С Молодежным центром в ближайшее время мы стратегическую сессию проведем. Очень важно создать внятную организацию по кинокомиссионной деятельности, потому что много проектов, которые хотелось бы видеть на Алтае. Ребята обращаются из разных регионов, в том числе и из Москвы, Санкт-Петербурга. Все упирается в то, что нет отработанной кинокомиссионной системы. Совместное решение этой проблемы на региональном уровне тоже способствует развитию кинематографа. Спасибо!

Дмитрий Якунин:

Спасибо большое. Я хотел бы, чтобы прокомментировали наши «взрослые» коллеги из Союза кинематографистов Алтая. Наша задача, Молодежного центра, чтобы был диалог молодых, инициативных, которые готовы взяться за создание презентаций, изучение рынка, но, безусловно, без вашего опыта это будет несистемно и непрактично. Какие у вас, может, добавления в эту презентацию и какие еще предложения?

Василий Романов, режиссер, актер (Барнаул):

В нашем списке есть 4 пункта и они как раз точь-в точь совпали с выступлением Дмитрия. Самая главная причина – то, что у нас нет киностудий. Второе – у нас нет техники. У нас нет профи, по большому счету. У нас нет продюсеров. Из плюсов у нас есть действительно обалденная актерская база, у нас есть локации. Есть огромный энтузиазм, пишущие люди, которым надо помочь. И думаю, если мы эти вопросы хотя бы по чуть-чуть, по 150-200 тысяч рублей будем отыгрывать, может что-то и получится. Пока у нас только энтузиазм. Спасибо большое!

Вера Уразова, кинорежиссер (Барнаул):

Кино без серьезных денег невозможно. Но самое главное – отсутствие специалистов. Я не говорю о сценаристах, потому что это дело творческо-талантливое. Они есть, найдутся и займутся самообразованием. У нас нет возможности готовить или пригласить технических специалистов. У нас нет кинооператоров, у нас есть только операторы, которые работают на телевидении. Это другая профессия, кино с ними снять практически невозможно. У нас нет монтажеров, которые бы умели монтировать кино, это не телевизионные сюжеты. Все наши специалисты на сегодня – телевизионные специалисты. Киноспециалистов у нас нет. Я уже не говорю о звукорежиссерах. Эта профессия вообще никому неведома у нас здесь. У нас есть сценические звукорежиссеры, для кино – это совсем другая профессия. Цветокоррекция, чтобы кто-то мог ее правильно сделать. В общем, все специалисты, которые участвуют в кинопроцессе, их просто нет. И это большая проблема. И конечно мы бы хотели обратиться к вам, чтобы вы подсказали пути решения этой проблемы, возможность обучить специалистов. Создать в Алтайском крае базу, которая могла бы готовить в течение 2 лет специалистов.

Дмитрий Якунин:

Спасибо большое. У меня нет конкретного решения,  есть партнеры – продюсерские студии. Например, Свердловская киностудия, которая достаточно далеко, у которой есть киношкола и которая как раз готовит не только режиссеров и сценаристов, которыми хотят быть все, но и технических специалистов. Здесь есть представители московских кинокомпаний, в частности «Марс Медиа», мы дадим им свое слово, свои пожелания высказать. Вообще, когда есть киносообщество, когда представители власти, пресса видят, что действительно 10 регионов пришли, —  вот, допустим, в Уфе есть четкая концепция и у них выстрелил позитивный диалог с властью. Не только с Министерством культуры, у них еще есть департамент молодежи, у которых есть ресурсы. Есть корпорации по развитию регионов, которые заинтересованы в развитии туризма. Где, как не на Алтае, находить диалог с ними. Мне кажется, что нужно сформулировать общую концепцию, идею. Мы готовы помочь провести Стратегическую сессию с участием московских экспертов. Это 2 дня работы, системная большая работа.

Ну, что, коллеги. Соседи? Новосибирск. Вас трое. Начнем.

Маргарита Волкова, режиссер, продюсер (Новосибирск):

Как однажды сказал Немирович-Данченко, «все самое глубокое в искусстве происходит из недр национальности». Вот мне кажется, что мы  здесь с вами эти недра и представляем. Мы здесь действительно собрались, переживая за кино. Но главное в этом, что мы не только переживаем, но и делаем. Мы по сути формируем, конструируем свою реальность и шаг за шагом формируем региональные отрасли. Наш город был всегда известен документальным кино, но в последние 10 лет ситуация резко поменялась. У нас появились молодые ребята, которые стали хаотичным образом выстреливать со своими проектами, которые, конечно же, они делали собственными ресурсами. Таким образом, за последние десятилетия у нас появилось 10 фильмов, которые так или иначе дошли до зрителя. И в этом же ключе у нас продолжается развитие регионального кино. Благодаря этому, сформировался ряд компаний, которые уже имею опыт и значительный рост. В том числе, чтобы выживать, эти ребята, как я, стали заниматься коммерческой съемкой, достигнув мирового уровня. Мы берем серьезные призы. И это косвенно влияет на развитие кинематографа. По сути в нашем регионе есть уже более 50 команд, которые снимают на достаточно хорошем уровне и на хорошем оборудовании. В Новосибирске есть Arri Alexa, есть серьезная техника. И самое главное, что у нас есть человеческий ресурс. Конечно же, это актерская база – огромное количество актеров, более 1,5 тысяч. У нас очень серьезный театральный институт и это наш ресурс. Плюс у нас есть мирового уровня музыканты, композиторы. Это все косвенно влияет на нашу сферу, и мы естественно с огромным удовольствием сейчас начинаем коллаборацию и наши кинопроекты постепенно растут. Что касается вашего края, я думаю было бы интересно сделать коллаборацию по каким-то проектам. Наши слабые стороны, это отсутствие сильных фестивалей. Они есть, они развиваются, они большие молодцы. Это площадки, которые тоже стимулируют отрасль. Но все же нужно расти. Я с большим уважением отношусь, но мы объективно говорим. Конечно, нужная господдержка. В двух словах, как я вижу пути развития нашего регионального кино. Либо мы продолжаем хаотичное развитие, отдельные команды, отдельные ресурсы, личности выходят в топ и выстреливают. Конечно же, намного желательней формировать региональные продюсерские центры и с поддержкой Дмитрия и Молодежного центра мы как-то более порядочно и системно развиваем кино в нашем регионе. По-прежнему, у нас идет рост молодых режиссеров и очень много проектов заявляется. К счастью, у нас появились питчинги, много узнаем людей благодаря питчингам. Также благодаря питчингам у нас уже реализуется совместный проект с соседним регионом, с Хакасией. Мы уже на этапе подготовки к съемкам нашего фильма. Это конкретный результат от таких питчингов. Мы познакомились с ребятами в Питере. Я надеюсь, что на этой встрече также обменяемся контактами и это принесет свои плоды.

Александр Новопашин, священник, режиссер (Новосибирск):

Ну, как было сказано, я как отдельно выстреливающий персонаж, получил приз на кинофестивале «Золотая калина». Новосибирские работы в Сербии и Болгарии получили главные призы, в Израиле получили приз, в Армении. На Украине 1 место взяли. Есть работы, есть люди. Действительно, нужна поддержка, и нужен, наверное, сумасшедший человек, в добром смысле этого слова. Потому что действительно нужно очень сильно гореть, идти до конца и пробивать лбом стену. Есть такое замечательное русское слово «соборность», когда люди объединяются в единый кулак и могут разбить все препятствия, препоны, проблемы, которые есть. Поэтому в данном случае замечательную работу проводите здесь, выискиваете таланты, объединяете неравнодушных людей, решаете проблемы, которые стоят на пути регионального кинематографа.

Оксана Берилло (Новосибирск):

Спасибо. Я, во-первых, хотела добавить про детскую анимацию. Это важно для нашей области. У нас есть фестиваль «Жар-птица», очень важный. И там встречаются и делятся опытом российские и европейские мультипликаторы. Очень хотела добавить по поводу профессионального кинообразования. Мне кажется, для региона очень важна такая институция, как киноведы, кинокритики и журналисты, которые пишут про кино. Вот например, ситуация в Новосибирске. У нас очень сильно развито было документальное кино, очень большие архивы, кинофонды про кино. Но про режиссеров, наших соотечественников, которые – легенды, никто не знает. И нет людей, которые бы профессионально писали об этом. Алексей Кожемякин – единственный в Новосибирске, но этого мало. Это большой недостаток. И вообще по поводу компетенции тех, кто занимается непосредственно кино. Мне кажется, что те из нас, кто занимается продвижением, организацией мероприятий, на самом деле не очень хорошо знают свою сферу, не очень хорошо знают историю кино. И еще я бы хотела озвучить проблему киноклубов и региональных фильмофондов. Киноклубы, как такая альтернатива коммерческому кинопоказу, как они должны существовать, какой должен браться контент. Это тоже такая работа со зрителем. У меня есть такая привязка к региональному фильмофонду. Откуда нужно брать кино, чтобы показывать в киноклубах. Я работаю в госструктуре киновидеопроката и все разваливается, я это вижу сейчас. Та пленка, которая раньше хранилась, она уже четвертой категории, и показывать это нельзя. А те фильмы, которые сейчас покупаются, это тоже – права показа – год, два три и все. И как такового регионального фильмофонда уже не существует. Это важно. Еще, отличительная черта новосибирской киноотрасли. У нас, не знаю как на данный момент, есть единственный за Уралом особый  аппарат оцифровки. И у нас есть возможность оцифровывать материалы. Незадолго до моего отъезда мои коллеги оцифровали на диск несколько киножурналов, где запечатлен город Барнаул 1953 года. Я его привезла с собой, передам его Дмитрию. Спасибо!

Круглый стол Нестоличное кино

Дмитрий Якунин

Мы говорили о киноклубах с Оксаной и с Ниной Кочеляевой. Действительно, что касается киноклубов, есть очень много вопросов. Мы, как представители Союза кинематографистов, пытаемся системно подойти к решению данного вопроса. Действительно, сколько у нас в стране киноклубов, где брать контент, где черпать информацию о киноклубах, кто отбирает фильмы?  Иногда, я прошу прощения, местные киноклубы проводят люди, которым важно не только показать кино, но и себя. И он говорит не только о кино, но и о других каких-то вещах. Есть такое? Согласны? И, безусловно, очень важно, чтобы киноклубы развивали профессиональные люди. Здесь не говорится о какой-то цензуре. Здесь говорится о том, что должны быть юридические права очищены, должна быть информационная поддержка проекта, единая база проката. Мы работаем над этой системой, мы будем подавать заявку на Президентский грант.  Я хочу также добавить, что Новосибирск – это, конечно, земля документалистов. Действительно, это очень здорово, что у вас развивается документальное кино.

Алексей Кожемякин, киновед (Новосибирск):

По поводу киноклубов. Есть Всероссийская федерация киноклубов, которая все еще существует. Это структура, но есть и отдельные представители, которые существуют. Если подытожить все вышесказанное, то те проблемы, о которых говорили – нет этого, этого, этого… На самом деле, все это уже есть в Новосибирске, но очень разрозненно.  Люди учатся делать звук, цветокоррекцию и так далее дистанционно, онлайн… Собрать все это, найти все это сложно. Существует и кинообразование, и все остальные сферы, которые нужны для нормального существования. Пока самоорганизации нет, к сожалению. И последний момент, наверное, единственное, что сейчас развивается в Новосибирске, это как раз детские киностудии, их расплодилось нечеловеческое количество. Честно говоря, это какая-то зараза, болезнь и я не знаю, что с этим делать, если честно. Заработать на этом можно, но кино снять… Они что-то делают с детьми, получают за это деньги, этого становится все больше и больше.

Круглый стол Нестоличное кино

Николай Бем, руководитель проекта Siberia.doc (Красноярск):

Наша история такая — с 2009 года, когда появился наш первый документальный фильм. В 2010 году мы создали киноклуб и, по сути, киноклуб собирает фильмы со всего мира, более 50% фильмов мы переводим на русский язык и впервые показываем в России. Наша вся работа строится по следующему принципу: когда мы задумались о том, как нам существовать, мы подумали, что вся индустрия делится на 3 важных сегмента: обучение, производство и показ. Если ты занимаешься только показом, что показывать? Занимаешься обучением, образовываешь людей, а дальше они ничего не делают. Мы начали делать сценарные мастерские с нашими французскими партнерами. Благодаря этим культурным связям наши документальные  фильмы вышли за пределы России. Мы проводим эти сценарные мастерские и в Новосибирске, и в Иркутске. Мы делаем такую сеть авторов. Мы усиливаем проекты, дальше идем на питчинги, создаем фильмы и дальше их показываем. В этом году мы показывали фильмы, сделанные в рамках мастерских в Новосибирске, Иркутске. Я могу сказать точно, в ряде регионов России, в том числе в Якутии, Ваш регион – везде присутствует «рука государства». У нас такой поддержки нет.

Круглый стол Нестоличное кино

Дмитрий Якунин:

На самом деле, не только 3 региона. В Самаре сейчас строится центр российского кино, там создается кинокомиссия, действуют кинокомиссии в Ульяновске, Калининграде, Приморье.. Можно много продолжать.

Николай Бем:

У нас тоже в 2013 году создали Сибирскую кинокомиссию. Мы с горем пополам помогаем съемочным группам. Мы в тесном контакте с Министерством культуры региона. Так как там постоянная «чехарда» с руководством, непонятно, с какой головы говорят. На мой взгляд, киноиндустрия должна содержать 3 этих составляющих, тогда этот цикл будет.  Я не уверен, что каждый регион должен иметь своих специалистов, мне кажется, важно сохранить контакты, составлять какую-то киносеть. Это первое. Второе – мы должны выходить за пределы нашей страны. Мы должны быть интересными другой стране мира, думать, как показать свой фильм за пределами. Вот мое маленькое резюме.

Екатерина Куприянова, режиссер (Кемерово):

За 2017-2018 год снято 3 полнометражных картины. Все они финансируются из собственного кармана. Бюджет каждой не более 300 тысяч рублей. Например, у нас есть Евгений Белоусов, снял фильм «Скотч», он – сам оператор и режиссер. Короткометражного кино у нас больше снимается. Я сама снимаю. Также у нас проводится замечательный Фестиваль фестивалей. Именно он способствует продвижению кино. Молодежь интересуется, студенты хотят снимать. Также фестиваль «Видение» у нас проводится, 50 стран было заявлено. Но возникают сложности с финансированием. У нас вообще с этим сложно. У нас существует кафедра фотовидеотворчества, но она больше специализируется на документальном кино. Все это делают студенты. Вообще, было бы неплохо создать сибирский альманах.

Шамиль Агаев, сценарист (Тюмень):

Мне кажется, по Тюмени самый скромный опыт, по сравнению со всеми собравшимися здесь. Когда Дима позвал, я неуверенно соглашался, но потом перебрал кейсы и понял, что есть, что рассказать. Меня зовут Шамиль Агаев, я сценарист и режиссер. Я – суперскромный. Я являюсь одним из авторов сюжета одной из новелл диснеевского альманаха «Счастье – это…». И также у меня есть короткометражка, о которой я скажу чуть позже. Прямо сейчас мы приехали с тюменского киномарафона «Снять за 72 часа». 100 ребят с Урала собрались в одном месте и за 3 дня прошли образовательный курс, питчинговали идеи и к концу третьего дня им уже нужно было представить свой проект. У нас много чего снимают, но хвастаться пока нечем. Даже полный метр снимали, но судьба у него пока интернетовская. Каких-то особых наград, призов – хвастаться нечем. Есть такая шутка, что ты посылаешь на фестиваль, ничего не выигрываешь и делаешь свой фестиваль. Это многое объясняет, потому что кино у нас не снимают, а фестивалей у нас аж три, и два из них – международные.  Самый нетюменский из всех тюменских фестивалей – фестиваль «Ноль плюс», фестиваль детского и семейного кино. На нем была показана одна тюменская работа, все остальные – российские или зарубежные фильмы. Самое интересное из того, что происходит у нас в регионе. У нас снимается сериал «Взрослые дети», он не такой депрессивный, как кажется по этой картинке. 6 серий, первый сезон. Ребята прошли в финал Чемпионата России по сериалам. Не выиграли, к сожалению. Но зазнакомились и по итогам съемок они хотят представить 6 серий на федеральный канал. Это продюсерский центр «Мир первых».  Дальше наши екатеринбургские коллеги запустили проект «Семь историй», это альманах про мужчину, который едет из Тюмени решать свои проблемы. И мы, тюменцы, классно устроились – мы снимем сразу две новеллы. Одну напишет наш тюменский Медиаполис, мне доверили ребята, чтобы я сделал новеллу про Грозный. Сам я из Грозного, живу в Тюмени только 8 лет. Также в 2019 году выходит в прокат фильм «Счастье – это…-2» Диснея, также по моему сюжету будет снята одна из новелл. Я очень хочу собрать из Тюмени 5 человек и отправиться на съемки новеллы, я думаю, администрация поддержит. Фильм «Отряд С», во времена ВОВ об обороне каменоломен, 19 тысяч человек вынуждены были там спрятаться и 6 месяцев жить, потому что немцы наступили. Этот фильм – совместный проект тюменского Медиаполиса и корпорации «Русская Фильм Группа». Они уже получили поддержку от Министерства культуры. Выход в прокат планируется в 2020 году. И вот этим опытом я хотел больше всего обменяться. Мое направление – это съемки социалок и рекламных роликов. И на социалку обычно можно 30-50 тысяч с депутата взять.

(Смех в зале)

Круглый стол Нестоличное кино

Если вещь актуальная, можно на нее взять деньги. Когда я в Челябинске попробовал на это же денег найти, мне отказали. Интересно, как здесь с этим обстоит дело. У меня все. Спасибо за внимание.

Роман Дваладзе, продюсер (Томск):

Я буквально вчера спустился с гор Алтая, поэтому буду вести себя странно, не пугайтесь. Евгений Субочев немножко поспойлерил насчет Томска. Я хочу короткое видео показать о нашей площадке. Мы запустили сибирские киномастерские. Все началось благодаря Евгению и Филиппу Абрютину. Они приехали, нас поддержали, провели мозговой штурм по развитию нашего кинематографа.

На данной площадке мы теперь проводим регулярные встречи, киноклубы. У нас есть профессиональный киновед. Прежде чем пустить фильм на экран, у нас происходит профессиональный разбор работ. Уникальные люди. Снята спортивная полнометражная драма с участием нашего известного актера Шведова. Сейчас на подходе еще один полнометражный фильм «Вера». Тоже человек практически в одиночку снял, практически без финансирования. В перспективе у нас 8 октября – Фестиваль европейского кино, всех приглашаю в Томск. Финансирует администрация, мы помогаем. Будут европейские режиссеры. Я как раз занимаюсь мастер-классами, они будут бесплатными. Также в рамках нашего открытого кинопространства намечается научное исследование – докторская диссертация о проблемах влияния современного кинематографа на психику подростков. Город у нас студенческий – 100 тысяч студентов, присутствующих продюсеров прошу обратить внимание, если снимать какие-то молодежные проекты. Сейчас я покажу короткий сюжет с военной драмой, который я продюсирую. Бюджет проекта – 90 миллионов рублей.

Прокат планируется – Россия, Китай. Мы не ждем у моря погоды.

Дмитрий Якунин:

Мы заинтересованы в том, чтобы у регионального кино был хороший «сарафан». Очень важно выпускать максимально качественный продукт. Если есть какие-то инвесторы и люди, которые готовы развивать, может на уровне идеи, сценария привлечь людей, которые здесь сидят. На уровне исполнительного продюсера.

Роман Дваладзе:

Да, согласен. И в перспективе, у нас намечается мастер-класс с оператором Сашей Танановым, все, наверное, его знаете. И Кима Дружинина еще привезем. Также у нас будут мастер-классы московского Института звукового дизайна. Приезжайте к нам, возможности нашей площадки видели.

Михаил Кулунаков, режиссер, сценарист (Горно-Алтайск):

Добрый день. Меня зовут Михаил и я представляю Республику Алтай. Что у нас есть. Мы приехали три дня назад из Санкт-Петербурга, мы там закончили учиться. Нас сейчас 4 человека – композитор, звукорежиссер, я и оператор. В течение 3 лет мы пытались писать сценарии, участвовать в питчингах. Где-то проигрывали, где-то что-то получалось. В итоге мы сняли сами короткий метр. Вот закончили все полностью. Если мы говорим о региональном кино, это самый первый продукт, который был полностью создан в регионе. На самом деле это почти утопия – создать что-то в республике Алтай. И поэтому для меня единственный шанс и возможность достигнуть поставленных целей – это то, что говорил Николай, что говорил Дмитрий. Это объединение. Я не знал, что происходит в Алтайском крае, я не знал, что происходит в Новосибирске. Сейчас я слушаю, увидел, познакомлюсь, пообщаюсь поближе. Для нас все-таки столица – не Москва, а наверное – Новосибирск. И поэтому моя мечта – чтобы новосибирская документальная студия как-то переформатировалась, выросла что ли… Вообще я имею в виду, что из всех регионов я вижу перспективы объединения с Алтайским краем, с Новосибирском. Дальше – Транссиб, это уже далеко.

Маргарита Волкова:

Я уже упоминала сотрудничество с Хакассией. Но вы знаете, главная мечта – снять легенду о сибирской тайге. И природу, которая на Алтае существует, никто еще не представлял должным образом. Я к чему веду – в Абакане, как и на Алтае нет ресурсов, и теперь об опыте нашего сотрудничества. Они нашли нас и привлекли на свою землю. У нас произошло слияние. Не имея ресурсов человеческих, но имея технику и землю, свою легенду, мы объединились. Поэтому мы еще заинтересованы алтайский регион включить в наш проект.

Амаду Мамадаков, актер театра и кино:

Добрый день. У меня есть опыт работы с Якутией, с Бурятией. Я много общаюсь с московскими актерами, могу сказать, что среди профессиональных актеров существует негласное правило – помогать дебютантам. Дебютанты из скромности не обращаются к известным артистам. На самом деле не надо скромничать – надо отправлять. И даже если есть региональная проблема – нехватка денег, есть местные бизнесмены, которые готовы принимать звезд из Москвы на отдых, на две смены, развивать туристический бизнес – вот такой есть способ. Так что обращайтесь к артистам, не стесняйтесь.

Круглый стол Нестоличное кино

Николай Ларионов, продюсер компании «Марс медиа» (Москва):

Спасибо за приглашение, я всегда отзываюсь активно. Потому что «Марс медиа» находится в поиске талантливых историй. Довольно прагматично все на самом деле. Говорили в начале круглого стола, что все действие фильмов в последние годы проходило в Москве и в Санкт-Петербурге. И совершенно очевидно уже, это показывают кассовые сборы, что зрители от этого устали. Зрителю хочется смотреть на огромную страну. Наши фильмы Марс Медиа – «На районе» с Данилой Козловским мы снимали во Владивостоке, «Аритмия» — Ярославль. Наши коллеги «Я худею» — Нижний Новгород. Совершенно очевидный тренд, что страна огромная и зрителям очень интересно смотреть за жизнью не только столицы. И в этом плане мы тоже, Марс Медиа, не только общие слова… Например, мы курировали в этом году киношколу «Арка». Конечно, образование – дико важная история. Пример – сам Александр Сокуров в Нальчике организовал киношколу, за этот цикл три фильма. Сейчас «Глубокие реки» были на Кинотавре. «Теснота» Кантемира Балагова – Особый взгляд на Каннском фестивале. Сейчас он в жюри Особого взгляда. Парень, который в Нальчике снимал веб-сериалы, коротыши в стиле Тарантино. Пришел Сокуров, привез свою команду учителей, педагогов и через 5 лет 27-летний парень – в жюри Особого взгляда Каннского фестиваля. Образование, конечно, дико важная вещь. Я помню, на одном из фестивалей общались с южнокорейским режиссером, я у него спросил: «Вот у вас в Южной Корее доля национального кино – 50% и появляются блокбастеры, авторское кино. За счет чего произошел такой скачок?». И он сказал очевидную вещь – просто мастера того южнокорейского кино 80-90-х в какой-то момент все пришли в образование, все свои ресурсы и силы направили туда. И через определенное количество времени это принесло гигантские плоды, и сейчас южнокорейское кино считается одним из самых ярких и южнокорейские  режиссеры снимают уже голливудские фильмы. В Москве этот тренд тоже присутствует. Киношколы открываются каждый год. Помимо ВГИКа и Высших курсов, киношкола «Арка», «Свободное кино» и так далее. И вот эти практики киношкол конечно же нужно переносить в города-миллионники. Потому что я в этом убежден – результат будет очевидным. Как это было с Сокуровым в Нальчике, так это будет и в других городах, потому что образование очень важно. Понятно, что мы сейчас живем в замечательную эпоху, когда у нас есть доступ к мастер-классам на Youtube, доступ ко всем книгам. Но в этом довольно важна соборность, среда, некая общность людей. И эта общность будет рождать Кантемира Балагова… Немножко я отвлекся на образование, но тем не менее я конкретный пример приведу. В киношколе «Арка» за год курирования – два проекта наметились. Есть пример – Дмитрий Моисеев из Сахалина, абсолютно талантливый парень. Познакомились мы с ним не в рамках круглых столов, а на Кинотавре (короткий метр), разрабатываем историю, потому что очевидно, что парень талантливый. Было очень интересно присутствовать на этом круглом столе. Еще раз повторюсь, что мы открыты к поиску историй и талантов, будем на питчинге смотреть. И вот тут Катя предлагала альманах про Сибирь. Это очень здравая идея. Сейчас выходит фильм с Киану Ривзом под названием «Сибирь». Киану Ривз снимает, а мы не снимаем. Спасибо!

Нина Кочеляева, киновед (Москва):

Спасибо большое, я буду очень коротко. Палитра регионов представлена очень широко. Конечно, все знают феномены, связанные и с Якутией, и с Бурятией. Это яркие примеры развития регионального кино. Очень ярко проявилась Башкирия в прошлом году. Тем не менее, что хотелось бы сказать в качестве некоего обобщения. Во-первых, мне кажется, помимо питчингов нужен Интернет-форум, помимо успешных практик и региональных кейсов, чтобы были примеры из других регионов. В том числе, очень мало звучал Ульяновск. В Ульяновске было депрессивное состояние, культурные инициативы не развивались. Они поставили себе задачу развивать кино. И сейчас на примере образования, краткосрочных программ происходит финансирование из бюджета региона. Развитие образования – всегда стимул для развития, собственно, кино. Второе, на форуме помимо успешных практик можно сделать банки сценариев и банки проектов, где каждый может выбрать для себя перспективный проект. На уровне заявок мы уже можем собрать много проектов и посмотреть, что из этого получится. Возможностей много. И последнее – по прокату. Я сейчас работаю в Институте культурологии, это небольшая некоммерческая организация, которая тоже занимается кинопроизводством. С другой стороны, я представляю ВГИК. Мы пытаемся разработать методологию альтернативного кинопроката. Сейчас пытаемся скооперироваться с Димой, чтобы сделать какую-то альтернативу. Вот, пожалуй, такое краткое завершение. А всем хочу пожелать успехов, развивайтесь, ну, и присылайте работы, поскольку я – программер двух фестивалей.

Круглый стол Нестоличное кино

Дмитрий Якунин:

Кроме того, я уверен, что у нас региональный фестиваль состоится. И мы сделали предложение Нине стать программным директором фестиваля регионального кино.

Нина Кочеляева:

Спасибо. Всем успехов. Будем ждать ваши фильмы. Региональное кино будет развиваться и развиваться.

Анатолий Чижиков, продюсер (Москва):

Я коротко совсем. Конечно, нужно приглашать преподавателей. Для того, чтобы научить режиссуре, достаточно двух, максимум трех лет. А может, и короче, если у человека высшее образование, гуманитарное и так далее. Вы говорили о Новосибирске. Новосибирск – это центр. И то, что там нет достойной киношколы, то, что нет достойной студии – я считаю, просто безобразие. Там есть отдельные энтузиасты. Почему это не происходит, просто непонятно. И второе: для того, чтобы молодому человеку сделать хороший дебют, короткий метр, в жанровом кино, это нужно потратить не меньше 2 миллионов рублей. Потому что все, что меньше, это будет художественная самодеятельность. А если вы хотите хорошую комедию или хорошую мелодраму с начинающими, но хорошими артистами? Это бюджет -2-3 миллиона нужно искать. И давать людям возможность. На базе нашей студии сняли два диплома – 35 тысяч долларов один вышел, и второй вышел 30 тысяч долларов. Один победил на Святой Анне, второму Сельянов сразу предложил полный метр. Вот такой взлет. А для этого нужны деньги. Поэтому, может быть подумать о специальной программе. Если бы каким-то образом регионы представляли своего студента, уже получившего какое-то кинообразование, я думаю крупные продюсерские компании не отказались бы взять дебютанта с деньгами и помочь ему сделать хорошее кино. Потому что продюсерский состав работал бы бесплатно. Все деньги пошли бы в бюджет фильма. Но все равно нужны вот эти суммы. А продюсерские компании тоже в этом заинтересованы, потому что талантливый человек получит дальше работу. Вот таким образом, мне кажется. Тогда это профессионально. На диком энтузиазме, конечно, хорошо, но мне кажется неуместно. Спасибо.

Круглый стол Нестоличное кино

Дмитрий Якунин

Спасибо. Вчера мы приехали из Нижнего Новгорода с Субочевым Евгением. Пару дней назад были в Тюмени, потом поедем в Архангельск. Факт в том, что очень много происходит в нашей жизни, в фестивальной жизни. Но очень важно, чтобы в нашей деятельности были смыслы, польза. Мне кажется, сегодняшний круглый стол абсолютно понятный, рабочий, деловой. Он настраивает фестиваль на деловую работу: в течение 4-5 дней у нас будет очень много всего. Мне кажется, следующая наша встреча будет помимо всего прочего, всех полезностей фестиваля, будем обсуждать какие-то проекты, бюджеты, деньги, будет питчинг с призовым фондом. Поэтому мне кажется, очень хорошо, что мы здесь собрались. И второе: вот этот весь наш мозговой штурм, наша мозговая деятельность будет тоже обличена в различные формы – в стенограмму и так далее. Я за это отвечаю. Спасибо за то, что пришли и заключительное слово Виктору Ивановичу.

В. И. Мережко:

Я вот послушал, здесь собрались все сумасшедшие. Потому что такое ощущение, что кино здесь делается. Не в Питере и Москве, а здесь. Вы настолько заражены этой болезнью. Это наркомания. Если однажды почувствовал запах кино, то никогда от этого не уйдешь. Я абсолютно поддерживаю Анатолия Георгиевича насчет кинообразования. Мне недавно сделали предложение возглавить круглогодичную кафедру в Санкт-Петербурге, хотя я живу в Москве. Но буду приезжать время от времени. Я пригласил туда преподавать замечательного писателя Михаила Кураева. Мог ли подумать Василий Макарович, что этот край станет кинематографическим благодаря ему. Поэтому  друзья мои, не останавливайтесь. Вперед и с песней! Вы – молодцы. Поздравляю. Спасибо!

Круглый стол Нестоличное кино

По итогам Круглого стола «Нестоличное кино: перспективы развития» были озвучены следующие Предложения:

  • необходимо создать нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в сфере кинематографа на федеральном и региональном уровнях, в том числе в сфере детского кинематографа и кинопрокатной деятельности;
  • инициировать проведение стратегических сессий по развитию кинематографа в регионах с привлечением всех заинтересованных сторон на уровне руководителей регионов;
  • рассмотреть возможность создания ассоциации детского кинематографа;
  • создавать площадки для обмена опытом и взаимодействия региональных представителей кинематографа;
  • провести мониторинг организаций, оказывающих образовательные услуги в сфере кинематографа в России, довести до регионов;
  • провести мониторинг организаций, оказывающих прокатные услуги в сфере кинематографа в России, довести до регионов;
  • провести мониторинг киноклубов России, привлекать активистов к организации и проведению мероприятий. Создать федеральный центр.
  • создать онлайн-платформу «полезной информации», включающий в себя единый онлайн-календарь событий отечественного кинематографа (кинофестивали, питчинги, кастинги, киношколы и др.), реестр образовательных организаций, реестр организаций, оказывающих прокатные услуги, реестр локаций и другой информации. Возможно, инициировать данный проект и подать заявку на участие в конкурсе грантов;
  • создавать площадки для обучения молодых специалистов в области кинематографа в рамках событий (молодежных, культурных и др.) с привлечением профессионалов;
  • рассмотреть возможность включения в систему высшего и среднего-профессионального образования регионов объектов, ориентированных на подготовку профессионального кадров в сфере кинематографа;
  • поддерживать грантовую деятельность на различных уровнях;
  • популяризировать российское, региональное кино, оказывать взаимную всестороннюю поддержку в том числе информационную при прокате картин в регионах;
  • развивать кинофестивальную деятельность, создавать события, популяризирующие кино, например проекты: «Ночь кино», «Уличное кино» и др.;
  • развивать деятельность проката оборудования в регионах;
  • внести предложения по созданию коллаборации «Альманах Сибирь».
Молодежный центр кинематографистов Алтая

Молодежный центр кинематографистов Алтая

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.