Минкульт РТ раздал гранты на съемки фильмов о Великой Отечественной войне и мальчике с тяжелой судьбой
В Казани в рамках VII форума «Время кино» прошел III всероссийский питчинг кинопроектов, в рамках которого сценаристы и продюсеры убеждали строгое жюри, что именно их проект достоин финансирования минкульта РТ. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала на питчинге и узнала, какие темы интересуют казанских кинематографистов и можно ли убрать баню из фильма про баню.
«У вас получается Россия без Путина»
«Питчинг» — любимое слово руководителя дирекции «Время кино» Альбины Нафиговой. В письме-приглашении на очередной форум оно прозвучало 12 раз, а на самом питчинге она и сама призналась: «Мы и на совещаниях все время питчингуем!» «Я разделяю вашу иронию насчет внезапной питчингомании в Казани», — говорит она в письме и тут же раскрывает сущность этого понятия: «Питчинг — это зрелищно-индустриальная площадка для презентаций кинопроектов в разной стадии готовности перед экспертами, инвесторами, продюсерами. На питчинге не поют дифирамбы, на это нет времени. Здесь проекты препарируют достаточно жестко и проверяют их на жизнеспособность. У заявителя всего 5 минут, чтобы донести свою идею и, в случае победы, продать ее. Главный результат питчинга: у режиссера появляется фильм, а у фильма — зритель».
Таких кинопроектов на этот раз отобрали 15 штук — полный и короткий метр, документальные ленты, а также проекты work-in-progress, производство которых уже почти закончено. Оценивало их взыскательное жюри — советник министра культуры РФ Андрей Сорокин, исполнительный директор молодежного центра союза кинематографистов России Дмитрий Якунин, ведущий советник отдела стратегического планирования и прогнозирования министерства культуры РТ Лия Гильмутдинова, креативный продюсер СТВ Анна Андрушевич, старший преподаватель кафедры киноискусства и анимации (КазГИК) Светлана Юнусова, генеральный директор «Артхаба» Михаил Волконадский, генеральный директор компании «Шэттерс» Вячеслав Рябков.
Одним из наиболее запомнившихся стал проект фильма «Баня» сценариста Дмитрия Николаева. По сюжету, в бане, «кусочке страны, маленькой части России», где все сословия равны и нет чинов, собираются пожарный, бывший полицейский и действующий полицейский, будущий депутат и отец с сыном. Все они парятся, ссорятся, мирятся, тушат пожар в эстетике 90-х.Сюжетная линия, согласно которой неразбериха происходит из-за того, что главная хранительница бани бабка Зинаида оставляет ее на неопытную Аленку, навела федерального чиновника Сорокина на мысль: «У вас получается: Россия без Путина, взамен себя оставил Дмитрия Анатольевича, но, в принципе, ничего страшного не случилось, правильно я понимаю? Сначала загорелось, а потом ничего, потухло как-то». «Ну…» — неуверенно отреагировал Николаев, возможно, и не закладывавший в свой сценарий подобной символики. В целом Сорокин похвалил задумку, но добавил: «Участвуя в питчинге в Казани и претендуя на небольшую, но субсидию от минкульта Татарстана, было бы странно снимать не на местном материале». Николаев объяснил, что пришел на питчинг потому, что родился в Лениногорске и готов снимать в республике, если найдется подходящая баня, на что Нафигова заверила: локацию ему подберут.
Правда, вокруг места действия картины возникли вопросы — не всем членам жюри понравилось обилие голых мужчин на предварительном постере «Бани». Гильмутдинова предложила и вовсе пересмотреть локацию, на что Николаев справедливо заметил, что если убрать баню из «Бани», то получится другое кино.
Массовое убийство дельфинов и побег из колонии
Следом был представлен замысел экранизации романа Шамиля Идиятуллина «Город Брежнев», который представил режиссер Дмитрий Стрижевский. «БИЗНЕС Online» подробно писал в конце прошлого года о создании фильма, которому для появления на экранах необходимо от 15 млн рублей, не считая расходов на маркетинг и рекламу. Жюри питчинга приняли презентацию Стрижевского прохладно — Андрушевич, которая читала роман, допытывалась, будет ли в фильме так же полно представлен образ Набережных Челнов, а Юнусова не поняла, почему фильм о подростках имеет возрастное ограничение 18+. Стрижевский заметил, что «Город Брежнев» будет скорее интересен не самим современным подросткам, а тем, кто был ими в конце прошлого века, в частности, ему самому.
Резонансную драму «Ярость», охарактеризованную как «мейнстрим со вкусом», предложила на суд жюри Луиза Галеева. По сюжету, девушка-мусульманка Мариам живет в восточной диаспоре и после смерти брата, а затем и отца, берет на себя функции мужчины и главы семьи. Она получает доступ на закрытые мужские собрания, ведет небольшой бизнес, но это не спасает ее от влюбленности, а затем и конфликта с мужчиной — объектом страсти (в сценарии даже есть сцена их борьбы на ринге), из-за чего она покидает диаспору. Кончается все тихой семейной идиллией: объект страсти становится муллой, а бунтарка-мусульманка — его беспрекословной абыстай. «Мы хотим показать, как традиции изживают себя, трансформируются», — говорит Галеева, еще более обостряя противоречие между сюжетом и концовкой своего сценария. Волнение у членов жюри вызвало упоминание сцены массового убийства дельфинов в качестве этапа инициации, но Галеева заверила, что о нем только мельком упомянут по телевизору и ни одно млекопитающее не пострадает.
Проект роуд-муви «Я приду», представленный следом, был обласкан судьями питчинга за прокатный потенциал. Его продюсером выступил руководитель SMM-компании «ДругМедиа» Денис Супрунов, а сценаристом — старший преподаватель КазГИК Антон Шутов, который успел забрать приз за лучший сценарий в рамках еще одного конкурса это же форума. Кстати, в прошлом году Шутов успел всколыхнуть соцсети другим своим качеством — познаниями в области психологии. Он запустил в «Твиттере» тред фактов о работе психолога и получил обвинения в сексизме из-за заявления, что девушки не смогут на память нарисовать велосипед. Вполне возможно, что идею хайпа ему подсказал сведущий в принципах работы соцсетей коллега Супрунов.
Но вернемся к сути представленного ими фильма. По сюжету, 17-летний подросток успешно совершает побег из колонии для несовершеннолетних, чтобы навестить тяжелобольную бабушку, которая не отвечает на его письма. За ним увивается 12-летний беспризорник, и вместе они переживают путь, полный неприятностей и сложностей. «Одно из самых главных свойств сюжета — высокий уровень сопереживания главному герою. Наш фильм — о дружбе, одиночестве, надежде, границах добра и зла, покаянии, искуплении и прощении и, самое главное, — о душе», — театрально пояснил Шутов под аплодисменты зала. Жюри похвалило Супрунова за классную презентацию и предложило привлечь московских специалистов — режиссеров, операторов, — чтобы проект подошел для федерального проката и федеральных кинофестивалей.
Что общего у рэпера из Чистополя и стихов эвакуированных поэтов
Команда, снявшая успешный зомби-ужастик «Вирион» (почти 1,3 млн просмотров на YouTube), представила новое творение — психологический триллер «Кахексия». По сюжету, группа студентов во главе с преподавателем приезжает якобы проводить эксперимент на тему голода в Поволжье в 1920-х годах, но в итоге голодать им приходится по-настоящему. Команда фильма уже участвовала в питчинге в прошлом году и, по словам режиссера Алины Галимуллиной, благодаря консультациям специалистов сделала более динамичный сюжет.
Документально-игровая лента «Чистопольская тетрадь», название которой, по-видимому, вдохновлено одноименным стихотворным сборником Арсения Тарковского, повествует о духовных исканиях в 1990-е подростка из неблагополучной семьи. Он увлекается рэпом и мечтает о деньгах, пытается получить их насильственным путем, но та самая тетрадь со стихами поэтов, эвакуированных в Чистополь, заставляет его пересмотреть свои взгляды на жизнь. Сорокин отметил, что идея правильная и хорошая и любую истину не вредно повторить.
Казанский режиссер Павел Москвин представил свой новый проект, короткометражку о периоде Великой Отечественной войны «Солдатская шапка», о которой он рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online» на премьере своего дебютного фильма «Пустота». «Это камерная история про двух солдат, один за татарскую идентичность, а другой — за глобализацию, стирание границ национальности, грубо говоря, такой советский человек. И сначала они противостоят друг другу, но в итоге приходят к общему мнению, что в обоих идеологиях есть и плохое, и хорошее. И когда приходят к идеологическому соглашению, то получают возможность вместе спастись. Если „Пустота“ покажется негативной, то там все более позитивно», — говорил тогда Москвин. В целом концепция не изменилась, нашли даже локацию — Марий Эл, богатую брошенными полигонами. В главных ролях Москвин видит актеров Иделя Киямова и Булата Минкина, которого он снимал и в дебютной работе. Как и «Пустота», «Солдатская шапка» будет пронизана излюбленным Москвиным символизмом и множеством знаковых деталей. На них-то и обратило внимание жюри после тизера: нарисованный на компьютере снег признали неубедительным, а пилотку отказались принимать за шапку. Москвин пообещал, что тизер переделает, а этот больше никому не покажет.
Среди других представленных проектов — авантюрная комедия о приключениях русских в Италии, история об эмоциональной эволюции девочки-подростка, атмосферная короткометражка о дебаркадерах, черная комедия о девушке, переживающей в лесу смерть любовника, презентованное под музыку из сериала «Молодой папа» роуд-муви с христианской начинкой (трое героев — Вера, Надежда и мужчина по прозвищу Любовь приносят новорожденному младенцу подарки), а также пронзительная короткометражка о растерянных и озлобленных людях «Разговор», которые находят отдушину в первобытных криках с ветки дерева.
После питчинга жюри на час удалилось на обсуждения, и вскоре были названы лауреаты денежных и не только призов от минкульта РТ. Лучшей короткометражкой была признана «Солдатская шапка», а Москвин, кроме приза в 30 тыс. рублей, получил 500 тыс. рублей на запуск проекта от молодежного центра союза кинематографистов России в партнерстве с фондом президентских грантов и ассоциацией продюсеров кино и телевидения и юридическую поддержку на 30 тыс. рублей от компании Shatter. Главный приз питчинга ожидаемо унес проект «Я приду», который стал лучшим среди полнометражных, — авторам вручили сертификат на 2 млн рублей от минкульта РТ, а также на скрипт-докторинг (улучшение готового сценария) от российской кинокомпании «СТВ». Лучшей документалкой стала «Чистопольская тетрадь», а «Кахексия» была удостоена звания лучшего проекта work-in-progress.
Между остальными проектами распределили дополнительные призы: бесплатные консультации от Сорокина, участие на питчинге 23 апреля с Константином Хабенским, поддержку в организации съемок, возможность принять участие во всероссийском образовательном форуме «Таврида» и сертификат на техническую поддержку от компании Canon. Остается только дождаться воплощения проектов в жизнь, чтобы понять, способно ли татарстанское кино на что-то большее, чем ярко презентованные красивые идеи.