В рамках исследования кинорынка России в 2017 году компания Nevafilm Research проанализировала показатели региональных фильмов в прокате — подвела итоги, выделила основные тренды и зафиксировала изменения, произошедшие в кинопроизводстве регионов.
Авторы: Павел Кузьмичев, Ксения Леонтьева, Александр Стоев
Развитие регионального кинопроизводства в 2017 году замедлилось: сократилось как число новых региональных релизов с 41 до 23, так и общее количество фильмов в прокате с 51 до 36, а в общероссийский прокат вышла лишь одна новая картина — ИЗ УФЫ С ЛЮБОВЬЮ!, Башкортостан — по сравнению с шестью в 2016.
Лидеры по выпуску местных фильмов сбавили обороты: в Якутии вышло на 38% картин меньше, в Татарстане — на 66%, в Бурятии — на 25%. С другой стороны, в Башкортостане продюсеры выпустили на экраны 3 картины (республика повторила успех 2014 года), в том числе одну за пределами региона; увеличилось число релизов и в Иркутской области. В целом ряде областей, однако, новых картин в 2017 году выпущено не было.
С точки зрения жанров у региональных фильмов остается своя специфика, которая отличает их от отечественных релизов широкого проката: детского кино в регионах заметно меньше, а попкорн-блокбастеров нет. Но по сравнению с 2016 годом в числе релизов сократилось мужское жанровое и серьезное взрослое кино, а увеличилось документальное, комедийное и молодежное, что в основном соотносится с трендами широкого проката.
По данным, которые удалось получить Невафильм Research непосредственно от представителей кинотеатров, продюсеров, из отраслевых журналов и ЕАИС, в 2017 году фильмы регионального производства собрали 141 тыс. зрителей и 28,5 млн руб. К сожалению, ни одной картине не удалось повторить прошлогодний опыт ЭЛАСТИКО, вышедшего в широкий российский прокат почти в 500 кинотеатрах, поэтому посещения и сборы 2017-го оказались ниже на 54–57%.
Первую строчку рейтинга региональных фильмов занимает картина ИЗ УФЫ С ЛЮБОВЬЮ! (реж. Айнур Аскаров); на втором месте — фильм ЧУВАК (реж. Владимир Мункуев), притом, первый выходил в общероссийский прокат, а второй — только в якутский. Замыкает тройку, но уже с большим отрывом, картина ЕГО ДОЧЬ (реж. Татьяна Эверстова) — лауреат Гран-при выборгского фестиваля «Окно в Европу» 2017 года; уже в 2018 году фильм также был показан в сети кинотеатров «КАРО».
Максимальное число посещений и кассовых сборов региональных фильмов в 2017 году снова зафиксировано в Якутии: на долю республиканских картин приходится 55% посещений такого кино и 70% кассы (билеты тут стоят даже больше, чем по России в целом — 262 руб против 251 руб.). Четверть зрителей регионального кино посмотрели фильмы производства Башкортостана (21% кассы); татарские же фильмы привнесли в совокупный результат 12% билетов и лишь 3% сборов (цена билета на их показах составила 60 руб.; меньше же всего билеты стоили на показах в Самарской области — 29 руб).
Развитию регионального кинопроизводства должны способствовать системы фискальных стимулов, запущенные в отдельных регионах в 2017 году. На отчетном собрании Ассоциации продюсеров кино и телевидения данное направление было признано одним из основных. АПКиТ сотрудничает в этом вопросе с Агентством стратегических инициатив; совместными усилиями они разработали проектную документацию, которая предполагает возврат части средств, потраченных на территории региона на производство национальных фильмов, приезжающим продюсерам (прежде всего членам АПКиТ) — так называемые рибейты.
Инициативу поддерживает Фонд кино, который делает акцент на организации кинокомиссий. Основная цель кинокомиссий — помогать съемочным группам в поисках локаций, получать разрешения на съемки, подбирать технику и персонал. Согласно рекомендациям Фонда кино[3], именно кинокомиссия может взять на себя функции по выплате рибейтов и разработке правил для этого. Фактически регионы вольны сами назначать ответственную организацию, выполняющую функции кинокомиссии (к сожалению, чаще всего опыта и экспертизы в сфере кинематографа у этих организаций очень мало) и выдающую рибейты. Причем, даже сотрудничающие с АПКиТ регионы не всегда ограничивают круг имеющих право на возвраты средств только членами этой ассоциации. Тем не менее местные продюсеры часто не имеют возможности получить доступ к этому виду поддержки так же, как и иностранные съемочные группы: этому препятствует федеральное законодательство, устанавливающее в качестве обязательного условия наличие удостоверения национального фильма. А именно эти два направления могут в наибольшей степени повысить уровень подготовки региональных специалистов и дать дополнительное финансирование местным продюсерам.
C начала года три региона объявили о начале выплат возвратов потраченных в регионах средств: Приморский край (до 15% и до 5 млн руб. на проект), Калининградская область (до 20% в общей сумме 20 млн руб. в 2017-м[4] и вдвое больше в 2018-м) и Астраханская область.[5] Позднее о разработке аналогичных программ заявили в Ульяновской и Иркутской областях: в первой в 2017 году выделено 20 млн руб на возврат 20-40% затрат продюсеров[6], во второй создана кинокомиссия на базе областного кинофонда, которая планирует возвращать до 20% затрат.
Активную работу по развитию кино в российских регионах ведет в течение последних лет Молодежное отделение Союза кинематографистов РФ: при его содействии по всей стране проходят региональные питчинги проектов, возрождается деятельность местных отделений СК и их молодежных подразделений. А, к примеру, в Республике Карелия СК выступает партнером программы приграничного сотрудничества «Карелия», получающей поддержу из бюджетов ЕС, РФ и Финляндии. Союз кинематографистов также инициировал исследование «Кинорейтинг регионов»: в 2017 году первые места в нем заняли Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская область, Башкортостан и Якутия (хотя, на наш взгляд, вопросы применения этого рейтинга и методики его составления не очень ясны).
Обращают внимание на региональных производителей и столичные кинокомпании: так, в 2016 году в прокат вышла бурятская картина ЭЛАСТИКО, поддержанная в производстве компанией Enjoy Movies, а с 2017 года специальное подразделение действует в рамках корпорации Russian Film Group, где департамент региональных проектов занимается поиском талантов, образовательной деятельностью, налаживанием горизонтальных связей между специалистами киноиндустрии и консультациями кинематографистов из регионов, финансовым участием в региональных проектах и их продвижением.
В настоящее время о развитии кинематографии заявили также в Ростовской области (здесь планируется создать образовательный и производственный кинокластеры). В Москве начала работать кинокомиссия, предоставляющая бесплатные услуги российским и зарубежным кинематографистам, хотя при этом все поддерживаемые проекты утверждаются на заседании мэрии, что вовсе не соответствует общемировым принципам функционирования подобных организаций. Санкт-Петербургский бюджет поддержал в 2017 году 22 картины на сумму 64 млн руб; правда, здесь субсидии выдаются только НКО — это прямая поддержка, а не фискальные стимулы коммерческих проектов. Об открытии кинокомиссии объявлено в Новгородской области.[7]
По данным Фонда кино, к концу 2017 года в России насчитывалось 11 кинокомиссий, четыре из которых предлагают продюсерам выплату части средств, потраченных на кинопроизводство в регионе. Однако к середине 2018 года мы насчитали только 6 действующих сайтов кинокомиссий:
- Сибирская (создана Иркутской областью, в настоящее время объединяет 11 регионов): http://filminsiberia.ru/;
- Приморская: http://primoryefilm.ru/;
- Московская: http://filmmoscow.ru/;
- Ульяновская: https://ulkul.ru/news/culture/kinokomissiya-ulyanovskoy-oblasti.html;
- Калининградская: https://www.cinema39.ru/;
- Новгородская: http://kinokomissiya-no.ru/.