Кино в Башкирии за последние несколько лет стало, пожалуй, самой популярной точкой приложения творческих сил. Дело не столько в налаженном финансировании – заработать здесь по-прежнему невозможно, сколько в успешных попытках пройти на кинорынок и на достойном уровне заявить о самобытном кинопроцессе. Возможно, именно эти шаги – начало налаживания системной работы в отрасли, которая способна как создать привлекательный образ региона, так и привлечь инвестиции.
Региональное кино – редкость и роскошь, обычно существующая в отрыве от крупных студий, серьезных бюджетов и коммерческого мейнстрима. Если подобная продукция все же есть в регионе, то «свое, родное» публика отказывается воспринимать, резонно считая, что максимум возможностей в провинциальных обстоятельствах – сделанные на коленке кальки с известных фильмов, стилей, историй. В национальных республиках это еще и умножено на местный колорит, которым потенциальный зритель бывает сыт еще со школьных времен. Как результат – уже ставшая классикой пастернаковская история: не смотрел, но осуждаю. В Башкирии тоже так было – до недавнего времени.
ВЫЙТИ ИЗ СУМРАКА
Взятый в 2013 году курс Молодежного центра Союза кинематографистов России на развитие регионального кино медленно приносит результаты. «Замкадное» кино не только обозначило свое присутствие, но и стало прорываться в федеральный прокат, в конкурсы российских и зарубежных фестивалей. Так, по данным исследования киносферы в регионах за 2016 – 2017 гг., итоги которого Молодежный центр обнародовал в декабре прошлого года, Башкирия заняла четвертое место среди 83 субъектов страны. Авторы рейтинга учитывали не только собственно кинопроизводство, но и общий комплекс: регулирование, поддержку, кинообразование и пр.
Лидерами ожидаемо стали Москва и Санкт-Петербург, а замкнул тройку Татарстан. Еще в 2016 году Башкирия была на шестом месте, а спустя год смогла обогнать Иркутскую и Свердловскую области, а также Якутию. Последнее особенно примечательно, так как феномен «Сахавуда» за последние два – три года успел не только показать – в том числе и за рубежом – жизнеспособные примеры самобытного кино, но и сформировать собственную систему проката, найти лояльную публику, которая позволяет окупать затраты…
Весь текст статьи доступен на сайте RBTODAY