Режиссёр Элина Астраханцева сняла неигровое кино о современных художниках Красноярского края
«Палитра. Современные художники Красноярья» — это неигровой фильм Элины Астраханцевой, который состоит из шести новелл. Над фильмом работала съёмочная группа киностудии «Архипелаг», художников снимали на плэнере, на вернисажах, во время подготовки к выставке, в путешествиях и в мастерских. Фильм «Палитра» рассказывает о жизни художника, временами рискованной и непредсказуемой, которая тоже является актом искусства.
Как пришла идея создания фильма?
Идея снять кино о художниках Красноярья существовала всегда. Ведь Красноярск — город художников: он как магнит притягивает талантливых людей из множества городов и посёлков Сибири, Севера и Дальнего Востока. Почему? Очень просто. Красноярск — единственный город в Сибири, где есть возможность получить художественное образование всех уровней – художественное училище, Институт искусств и Академия. Нужно помнить, что основал эту художественную традицию великий Василий Суриков.
Не менее важно, что 10 лет назад в киностудии «Архипелаг» уже был снят большой проект про известнейших художников прошлого века, который назывался «Палитра Сибирских Мастеров. ХХ век». И вот сейчас мы сняли продолжение этого проекта.
Как привлекали средства для того, чтобы снять этот фильм?
Киностудия получила грант Министерства культуры Красноярского края весной 2019 года, и мы сразу же приступили к съёмкам.
Как создавался сценарий и как выбирали художников — участников фильма?
Выбор был прост – я снимала тех художников, которых хорошо знаю, и, что не менее важно, про которых могла рассказать какую-то историю.
Фильм – это ведь не статья искусствоведа про стиль и вехи творчества, в фильме должна быть живая история о взаимодействии художника с миром, в результате которого он начинает создавать. Каждый раз мы искали этот видимый или невидимый источник красоты и энергии, эту главную движущую силу, которая заставляет художника смеяться, вибрировать, грустить, ликовать и, конечно же, творить.
В чём, на Ваш взгляд, уникальность идеи фильма «Палитра»?
В процессе создания неигрового кино, особенно если вынужден снимать быстро, есть свои риски. У тебя нет времени на ошибку, нет времени, чтобы переснять, если что-то пошло не так. Каждый раз, приезжая к художнику в мастерскую или на плэнер, мы не знаем, что именно запечатлеет камера: рождение шедевра или проходной работы, которую художник напишет – и уничтожит, например. Это, конечно, секрет, но об этом нужно знать — некоторые художники уничтожают свои работы, если они им не нравятся…
И в этом тоже уникальность фильма: зафиксированное время. Ведь то, что уничтожено в реальности, в кино может остаться навсегда. Именно это произошло в последней новелле, которая так и называется «Портрет, которого больше нет».
Скажите несколько слов о творческой команде, работавшей над съёмками.
Творческая группа небольшая. Операторов двое: Игорь Труханов, который снимает на земле, и Игорь Гавришин снимает в воздухе квадрокоптером. Режиссёр, сценарист и продюсер в одном лице, то есть я. Исполнительный продюсер Тимур Соколов, на нём вообще всё держится. Ещё были приглашены два композитора: известная певица Галия (Галина Халитова) написала для фильма настоящий шлягер «Художник» , а Валентин Рогозин создал несколько бомбических музыкальных композиций. Ещё нам всегда помогают волонтёры, их не так много. Но их помощь бесценна.
Действие фильма происходит в разных районах Красноярского края, от южных степей на границе с Хакасией до берега Карского моря.
Кто же стали героями фильма «Палитра»?
Это Елена Ильянкова, каждый год по нескольку месяцев путешествующая по Северу, Ирина Верпета в интригующей новелле «Портрет, которого больше нет», Арсений Милованов, мастер пейзажа, Анна Осипова, погруженная в мифологические мотивы сибирских земель, ироничный концептуалист Василий Слонов и пронизанный космосом Александр Краснов. Вместе с этими художника, принявшими участие в фильме ПАЛИТРА, съёмочная группа киностудии «Архипелаг» пережила много прекрасных незабываемых мгновений.Источник