Как провинциальному кино искать своего зрителя и какую роль в этих поисках займут стриминговые сервисы? Нужно ли возрождать региональные киностудии? Каковы принципы государственной политики по поддержке отрасли? Ждать ли денег от Абрамовича и других бизнесменов?
Гендиректор Экспертно-исследовательской компании «КиноЭкспертиза», бывший первый заместитель председателя Союза кинематографистов РФ Олег Иванов рассказал Тайге.инфо о тенденциях развития регионального кинематографа.
Тайга.инфо: Оцените позицию регионального сибирского кино на условной индустриальной карте российского кинематографа — кинопроизводство, прокат, специалисты, молодежный сектор и другие направления.
— Лет десять назад у меня было абсолютное впечатление, что региональное кино навсегда исчезло с географической карты России, а все силы сосредоточились исключительно в двух столицах. Былое величие местных киностудий осталось в памяти ветеранов кинематографии, а молодежь уехала учиться в Москву или в Голливуд, да и не вернулась — некуда им возвращаться. Но в 2012 году наметилась устойчивая тенденция к возрождению локального кино — недорогого, снятого на местном материале и, в основном, силами молодых. Тогда по всем центральным телеканалам рассказали про феномен якутского кино, а мы увидели схожие процессы в трех-четырех регионах. Сейчас уже можно уверенно говорить, что Сибирский федеральный округ становится «точкой роста» в развитии российского кино. Растет количество и качество местных фильмов — документальных, игровых, анимационных. Не индустрия еще, конечно, но вполне себе локальная кинематография.
Например, можно назвать несколько полнометражных картин сибирских кинематографистов — таких, как «Отряд С» (сопродюсер Андрей Зубов, Тюмень), семейные фильмы Олега Захарова из Новосибирска («Второе детство», «Осторожно, каникулы!»). В 2019 и 2020 годах несколько «полных метров» запустит команда, объединяющая кинематографистов из Хакасии и Новосибирска. Примеров много.
Что касается кинопроката, доля Сибирского региона составляет примерно 10% от общероссийских сборов и посещений кинотеатров. При этом есть несколько тенденций, которые позволяют надеяться на увеличение доли. Так, кинотеатр «Победа» в Новосибирске является одной из главных площадок для киноманов в СФО. В кинотеатре проводятся кинофестивали, проходят «Недели зарубежного кино», премьеры авторских фильмов, прокат киноальманахов и документальных программ. Активно развивается прокат в Кузбассе благодаря сети «Кузбасскино». В этом регионе за последние годы при поддержке Фонда кино открыт 21 кинотеатр, а всего там работает 28 цифровых кинотеатров. Только в этом году кассовые сборы в них составили 47 млн рублей. И более половины — это сборы российских фильмов.
Тайга.инфо: В Сибири много говорят о кризисе, связанном со сменой поколений кинематографистов. В советское время здесь существовала крепкая школа документалистики. Это и местные авторы, отучившиеся во ВГИКе, которые возвращались и работали на Западно-Сибирской киностудии в Новосибирске, на Красноярской киностудии, на Восточно-Сибирской студии в Иркутске. Кто-то попадал сюда по распределению. Так, например, Сергей Мирошниченко в восьмидесятых сделал несколько картин на Красноярской студии. И были знаковые кинодокументалисты. Но старые мастера уходят, а кто придет им на смену? Молодые уезжают учиться в столицы и не возвращаются — киностудий нет, некуда возвращаться. В остатке мы имеем слабо организованное местное киносообщество и фильмы любительского уровня, на которые не так просто найти зрителя. Какие пути развития для местной кинематографии возможны в складывающихся обстоятельствах на ваш взгляд?
— Мне совершенно очевидно, что для возрождения кинопроизводства нужна поддержка. С другой стороны, поддержка бессмысленна, если нет кинематографистов, нет сообщества. Но даже если складывается киносообщество, и люди готовы объединять свои усилия и средства, у региональной власти пока нет понимания, зачем нужно поддерживать локальное кино, и, кроме всего, нет для этого полномочий. У федеральной власти есть, а у региональной — нет. Нет даже строки в региональных бюджетах, связанной с поддержкой местного кинопроизводства. Кто должен начать и что нужно делать? По-моему, важно рассказать про опыт тех регионов, у которых уже что-то получается. Это называется распространением лучшей практики. Они тоже с чего-то начинали, и как-то у них стало получаться. Второй важный путь: вы уже упомянули Сергея Мирошниченко, ему и нескольким его коллегам удается воспитывать учеников и вместе с ними вести работу в регионах. Сложнейшая работа, когда надо отстаивать, доказывать, организовывать и защищать молодежь. Но без патронажа и наставничества им в одиночку не выжить. Нужна связь через поколения и нужна взаимная поддержка.
Как пример: ученица Сергея Мирошниченко, выпускница ВГИК Юлия Бывшева несколько лет назад после окончания вуза переехала в Иркутск, причем не будучи коренной иркутянкой. Теперь она преподает в филиале ВГИК, снимает документальные фильмы, является одним из руководителей Байкальского фестиваля регионального кино, а в прошлом году с документальным проектом о писателе Распутине стала лауреатом Питчинга дебютантов.
Что важно, в Сибири появились новые образовательные программы для творческой молодежи. Например, в кинокампусе «Снять за 72 часа», организованном командой «Медиаполиса» в Тюмени, приняло участие более 100 человек из 15 регионов России. За три дня было снято более 20 короткометражных фильмов, среди экспертов были актер Денис Шведов и режиссер Михаил Сегал. Есть потенциал у проекта красноярских кинематографистов SiberiaDoc, в рамках которого проходит разработка документальных проектов с участием нескольких ведущих европейский экспертов. В Томске прошли образовательные проекты с участием Кима Дружинина и Юрия Быкова. Все эти инициативы направлены на рост и развитие регионального кино.
Тайга.инфо: В профессиональной лексике, описывающей явления и процессы современного российского кино, появилась идиома «феномен якутского кино», хотя явление это шире — мы можем говорить о феномене кино малых народностей России. Якутские фильмы побеждают на ММКФ, буряты получают поддержку Министерства культуры РФ на производство больших игровых проектов, активно развивается киноотрасль в Башкирии и Татарстане, в том числе поддерживается дебютное кино. Расскажите про становление этих кинематографий, экономические и социальные условия, стимулировавшие такое прогрессивное развитие. Есть ли возможность выхода на тот же уровень у регионов, где не работает фактор национальной консолидации?
— Мне радостно, что в республиках развивается национальное кино. Это значит, что там сохранилась уникальная культура, сохранились традиции и уклад. Значит, там есть, что показать всему миру и самим себе. Технологии делают кинопроизводство доступнее, а культурное разнообразие дает основу и смыслы для новых фильмов. Такие картины значительно дешевле федерального кино, но у них, как показывает практика, часто значительно больше шансов попасть на международные кинофестивали и найти своего зрителя — как в России, так и за рубежом.
Что делать регионам, где национальный колорит не так ярко выражен? Я не знаю ни одного региона, в котором не нашлось бы своей культурной традиции, уникальных локаций, местных легенд и мифов, как сейчас говорят, символического и человеческого капитала, культурного кода, на основе которых можно создавать блестящие фильмы. И авторское кино, и фильмы для широкой зрительской аудитории. Но вопрос комплексный. Нужны профессиональные сценаристы, режиссеры, актеры, продюсеры, оборудование для съемок и монтажа. Нужны свои прокатчики, кинотеатры и кинозалы, которые согласятся показывать локальное кино вместе или вместо голливудских блокбастеров. Здесь много чего необходимо для выхода локального кино на приличный уровень производства и проката. Путь многотрудный, но им уже идут более 20 регионов, а к ним постепенно подтягиваются остальные. Я оптимист, поэтому верю в новое кино во всех российских регионах.
Тайга.инфо: Сформирована ли сегодня государственная политика по отношению к региональному кино? Каковы основные направления государственной поддержки местных кинематографий? Влияет ли Минкультуры РФ на развитие кинопроката в регионах, на репертуарное планирование?
— Федеральный центр в лице Минкульта и Фонда кино озабочены, прежде всего, кинофикацией небольших городов и созданием при непосредственном участии государства кинокомиссий и системы рибейтов. Создаваемые на месте кинокомиссии могут оказывать организационную и иную помощь внешним кинокомпаниям, приезжающим в регион для съемок фильмов, а рибейты — это возврат из регионального бюджета части расходов на кинопроизводство на определенной территории. В остальном государственная политика по отношению к локальному кинопроизводству остается делом самих регионов, и каждый из них самостоятельно решает, что и как ему делать с кино в условиях жесточайшего дефицита бюджета. Как считают региональные кинематографисты, в этих непростых условиях не помешал бы какой-то клич или команда из федерального центра. Регионы всегда были чувствительны к призывам из центра, но до сих пор федералы ничего внятного на тему регионального кинопроизводства регионам так и не сказали.
Про формирование политики процесс развивается снизу. В апреле в период проведения ММКФ на площадке «Точки кипения» в Москве мы провели форсайт-сессию по развитию регионального кино. Молодежь из 22 регионов обсуждала новые технологии, зрительские тренды, подходы к монетизации фильмов, горизонтальную интеграцию. Два дня плотной работы дали для понимания политики и стратегии регионального кино больше, чем месяцы и годы невнятных поисков и дискуссий. Главное, что участники сами готовы реализовывать намеченные проекты и стать драйверами развития кино в своих регионах.
Тайга.инфо: Вы продолжительное время занимали пост первого заместителя председателя Союза кинематографистов РФ. Скажите, какова приоритетная миссия у Союза на текущий момент? Меняется ли структура, деятельность, задачи? Зачем сегодня начинающему кинематографисту вступать в Союз, это дает какие-то преференции и новые возможности?
— Я бы охарактеризовал сегодняшний Союз как очень жесткую, стареющую и консервативную организацию. В его составе более 4,5 тысяч кинематографистов со средним возрастом за 60 лет, и главная функция Союза сегодня — это помощь и социальная защита ветеранов кино, людей преклонного возраста. Если говорить о молодых, пять лет назад появилась инициативная группа и был создан Молодежный центр во главе с Дмитрием Якуниным и Филиппом Абрютиным. С тех пор он набрал значительный вес и задает тон переменам, но испытывает жесточайшее сопротивление со стороны своих старших коллег по цеху, по поводу и без повода.
Ребята по всей стране проводят питчинги дебютантов, помогают расти кадрам в регионах, продюсируют молодежное кино. При этом едва ли не единственный, кто публично защищает и реально их поддерживает в Союзе, — это Никита Сергеевич Михалков и несколько его близких сподвижников. Поддерживают и словом, и делом. Осуждаю тех руководителей и членов Союза, кто ни в Москве, ни в регионах не дает расти молодым, препятствует их вступлению в Союз, кто до последнего защищает свои позиции и власть. По-моему, это очень недальновидно, и это губит сегодняшний Союз. Атмосфера там отнюдь не творческая, и на вопрос «зачем в Союз вступать молодым, есть ли от этого преференции и новые возможности» я отвечу — нет. К сожалению.
При этом Молодежный центр Союза кинематографистов продолжает активную работу и в Сибири. Например, в этом году проведет питчинги в Барнауле, в рамках Шукшинского кинофестиваля, и в Кемерове, в рамках Международного молодежного кинофестиваля «Видение». Призовой фонд каждого питчинга составит 500 тыс. рублей. В рамках проекта пройдет тренинг участников, состоятся мастер-классы, круглые столы.
Тайга.инфо: Изменится ли в ближайшем будущем роль Минкультуры РФ и Фонда кино в кинопроизводстве? Возможны ли альтернативные источники финансирования производства, например, краудфандинг или поддержка бизнеса, фондов? В чем, на ваш взгляд, главные риски для бизнеса? Например, в 2019 году стало известно, что Роман Абрамович учредил фонд поддержки кино, но инвестировать в кинопроекты будет только на финальных этапах производства, то есть покроет лишь часть затрат, но не берется за создание фильмов полностью.
— Если говорить системно, то роль государства должна проявляться в двух направлениях: оно должно, во-первых, поддерживать высокое киноискусство (включая авторское, экспериментальное кино и кинообразование, которые не живут самостоятельно, без опеки со стороны государства), во-вторых, создавать условия для индустриального развития киноотрасли, повышения качества кино, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности кинопроектов. Чем точнее будут выбираться эти меры, тем больше у нас появится альтернативных источников для финансирования кинопроизводства на всех его этапах и стадиях.
Но государство в этом смысле часто ведет себя непоследовательно. Нельзя, например, «заливать» безвозвратными государственными деньгами заведомо провальные проекты, кто бы за ними ни стоял; нельзя вмешиваться и пытаться переводить на ручное управление то, что регулируется рынком, и, наоборот, нельзя имитировать рынок там, где его нет и не будет. Нельзя, скажем, устанавливать дорогостоящее кинооборудование в цирках, а затем принуждать цирки организовывать показ российского кино только потому, что это кому-то показалось удачным решением. И еще много-много таких «нельзя». Эти бессистемные действия власти развращают одних и озлобляют других. Это не правила вовсе, а бездумное управление.
Тайга.инфо: Где найти финансирование региональным студиям помимо участия в конкурсах на субсидии Минкультуры?
— Первое — это питчинги. В них нужно участвовать: готовить и представлять сценарии и проекты, заинтересовывать продюсеров, получать гранты, привлекать поддержку спонсоров. Второе, мне думается, — большая надежда на частное финансирование. Если постепенно повышать качество локальных фильмов и добиваться хоть небольших, но ощутимых результатов в прокате, при этом осваивая интернет-площадки и кратно повышая там число просмотров, тогда это становится привлекательным для частного бизнеса. Не всегда бизнес хочет вернуть вложенные деньги. Есть свои преимущества от спонсирования фильмов, которые привлекают внимание большого числа зрителей. Наступает новое время, когда привлечение внимания широкой аудитории становится дороже денег, и это многие начинают понимать.
Тайга.инфо: Как считаете, возможно ли восстановление государственных киностудий в регионах и перенос производства из федерального центра в провинцию?
— Ситуация изменилась настолько, что необходимость в киностудиях и кинофабриках в регионах в их прежнем виде отпала. Павильоны и студии монтажа, звукозаписи могут располагаться в любом месте — главное, чтобы было удобно по логистике и экономно по затратам. Другое дело — съемки уникальной натуры, людей, исторических и культурных объектов. Технологии позволяют теперь развернуть съемки даже в самых труднодоступных местах. Регионы — отличное место для съемок, но надо создавать там условия, чтобы это было профессионально, но не получалось безумно дорого.
Тайга.инфо: Может ли гипотетически поспособствовать развитию регионального кино появление российских стриминговых сервисов по примеру Netflix или Amazon? Применим ли такой формат производства и показа в российских реалиях?
— Думаю, что локальное кино в итоге начнет зарабатывать не в кинотеатрах, а в как раз в стриминговых сервисах. Кинозал претендует на особый продукт — дорогой, зрелищный, масштабный по замыслу и по реализации. Локальное кино не будет, на мой взгляд, значимо увеличивать производственный бюджет, а будет выигрывать в качестве истории и работать на свою целевую аудиторию, которая с удовольствием будет смотреть эти фильмы в интернете. Это дело совсем недалекого будущего.
Оксана Берилло, специально для Тайги.инфо