Уфимский режиссер готовит к прокату «Первую республику»
Уфимский режиссер Булат Юсупов завершил съемки фильма «Первая республика«. Октябрьская революция, Гражданская война, развитие культуры, науки, репрессии 30-х годов, период реабилитации и хрущевской оттепели. Всё это — тот временной отрезок, который охватывает фильм «Первая республика«. Сегодня фильм готов на 90 процентов. Дальше — графика, озвучание. Создатели планируют выпустить картину в прокат в марте будущего года, когда будет празднование столетия БАССР.
«Я делаю фильмы не для фестивалей, а для зрителей»
— Мы будем показывать фильм по всей республике, — обещает Булат Юсупов. — Сейчас мы с киностудией прорабатываем возможности показывать во многих городах республики, райцентрах. Все-таки у меня позиция такая: я делаю фильмы не для фестивалей, а для зрителей. Поэтому я буду стараться делать картину для зрителей республики. Фестивали вторичны. Если они будут — прекрасно, если нет — это для меня не так принципиально. Надеюсь, что картина порадует зрителей и еще раз напомнит об основателях республики, благодаря которым мы сегодня существуем. Тизер мы выпустим в сентябре-октябре — ко Дню республики.
Режиссер рассказал, что на такой непростой жанр, как историческое кино, его «вдохновили, прежде всего, люди».
— Потому что мы не копались в каких-то страшных страницах нашей истории. Меня интересовали судьбы. Те люди, которые были в основе нашей республики, которые создавали институты, театры. Мне всегда интересны люди, за которыми большие дела. Если «Бабич» — это была история про основателей, то Альмухаметов, Муртазин-Иманский, Давлетшин, Юлтый и Бикбулатова — последователи, которые строили этот проект, создавали основы культурные, научные, на которых мы до сих пор существуем. Так что меня вдохновляют сами персонажи. Я хотел бы быть на них чем-то похожим. Газим Альмухаметов, который создал профессиональную оперу в Казани, отказывается от своих постов и приезжает на пароходе в Уфу. И здесь, в Башкортостане, создает полностью профессиональную оперу. Он пророс через своих учеников, создал первый филармонический ансамбль, который выступал по всей республике. Мне интересны люди, которые живут идеями. Их мотивация — не только деньги и какие-то интересы сиюминутные. Интересны люди, за которыми следует большая эпоха, потому что на тех базах, которые они создали, сегодня существует музыкальная культура, к примеру, в республике.
Булат Юсупов признался, что специально сплетать сюжетные линии не пришлось – в жизни все эти люди друг с другом взаимодействовали.
— И, конечно, в отличие от фильма «Бабич«, где главный герой один, через которого мы рассказываем события, в этом проекте — мозаика персонажей, через которую мы пытаемся передать всю эпоху сложностей и перипетии. Это некий вызов, потому что следить за одним героем проще. Это более подконтрольный тебе персонаж. А когда у тебя около восьми семей, у которых есть дети, которые взаимодействуют друг с другом, конечно, это интересная задача. Создать не плоскостную историю, а более объемную — это всегда вызов для любого режиссера. Конечно, было сложно.
«Слава богу, что еще есть старенькие улицы Уфы»
Постановщик объясняет, что требований, чтобы актер был похож на героя, — не было.
— Это не было первым критерием. Прежде всего мы смотрели на потенциал артиста, который сможет через себя пронести персонажа и рассказать о герое. Конечно, мы не можем повторить, как выглядел Иманский, не сможем повторить Бикбулатову. Но через себя пронести, сделать внутреннее отражение персонажа — это всегда очень важно. И, конечно же, артисты справились с этой задачей. Артисты у нас очень талантливые. Руслан Хайсаров играл Иманского — потрясающий артист, Рамзиль Сальманов играл Даута Юлтыя, Рафик Хасанов играл Альмухаметова. Очень многие артисты, которые у нас участвовали, — все талантливые, все вложились в картину. Отличные женские роли. Роль Хадии Давлетшиной сыграла Лилия Искужина, роль Зайтуны Бикбулатов — Рушанна Бабич. Мне кажется, что наши артисты давно уже созрели для таких сложных драматических персонажей. Думаю, мы не разочаруем зрителей. Роберт Елкибаев сыграл главного героя Касыма Азнабаева, через которого рассказываются все перипетии от 20 года до 30-х годов. Одна из последних сцен, которые мы снимали, достаточно эмоциональная для артиста — роль Иманского. Он приезжает после московских гастролей и понимает, что его супруги больше нет. Руслан Хайсаров понимал эту ситуацию и достаточно точно передал настроение. Мне кажется, он полностью справился с персонажем. Дублей было около десяти. Последний дубль шел уже на эмоциональном пределе.
— Вы позволяли актерам импровизировать на съемочной площадке?
— Конечно, потому что сотворчество — это тогда, когда артист привносит свою частичку мира, свое понимание. Когда ты в раскадровке, в проекте думаешь о персонаже, то ты его видишь достаточно однобоко. Многие из артистов читали о героях фильма и, конечно, привнесли свои эмоции. В этот момент и получается некое сотворчество, которое создает интерес для зрителя. Понимаете, артисты общаются эмоциями, поэтому если они привносят что-то, то тогда картина становится интересной для зрителя.
Для съемок фильма в Уфе перекрывали улицы, по которым ездили автомобили тех лет.
— Слава богу, еще есть старенькие улицы, переулки, есть наша Уфа, где мы можем снимать определенные сцены. Конечно, мы «раздевали» театры, когда они уходили в отпуск. Мы заходили в их костюмерные, снимали всю старую одежду, забирали реквизит. Конечно же, с точки зрения технологического этапа мне хотелось бы, чтобы у киностудии появились свои реквизиторские, свои костюмерные. Но в основном все брали из театра. Театр очень сильно помогал и с предметными вещами, и артистами. Еще люди делились — приносили свои костюмы, портфели. Многие, которые наблюдают за моим творчеством, прониклись предыдущим фильмом и старались раздавать свои шкафы старинные, какую-то утварь и так далее. Я им очень благодарен.
«Поиск денег – это часть моей профессии»
Воссоздать картинку 20-30-х годов было не просто. Поэтому, как рассказал режиссер, «в фильме будет много графики».
— Очень многое у нас связано с вокзалом, который мы не могли снимать в современном здании. Старые вагоны — все это создавали художники, специалисты по компьютерной графике. Это будет включено в производственный постпродакшн. Современное кино без такой технологической операции уже практически невозможно. Это, безусловно, удорожает проект, удлиняет с точки зрения создания цифровых декораций. Но без этого сегодня просто никуда не денешься. В Москве есть «Мосфильм», есть старая Москва, есть парк автомобилей, большие павильоны, уличные павильоны. У нас, к сожалению, такого нет, но мы стараемся это делать, использовать компьютерную цифровую графику.
Главной сложностью Булат Юсупов называет время.
— Это очень важный ресурс. Ты должен попасть в отпускной период артиста, когда у него нет репетиций. Поэтому мы вынуждены снимать в июне — конце июля. Многие сложности компьютерной графики, которые у нас были в предыдущей картине, мы исключили. Мне думается, что мы очень хорошо работали с объектами и нам очень помогали министерство культуры и правительство. Если бы нам полноценно не открылся Оперный театр, где мы две недели снимали, если бы у нас не было возможности сниматься в библиотеках, филармонии, конечно же, все это удорожало бы производство и усложняло. Зная успешный опыт «Бабича«, многие представители культурных учреждений с удовольствием шли на встречу, и мы успешно работали в культурных объектах. В том же Оперном театре был центр культуры в 1919-20 годах. Он назывался Театр труда и искусства.
— Сложно было найти финансирование?
— Сложно, конечно. Я не хочу об этом рассказывать подробно, но это часть моей профессии. Когда у тебя появляется проект, тебе необходимы ресурсы, финансы и, конечно же, приходится искать, писать, участвовать в каких-то проектах, конкурсах и так далее. Без этого профессии режиссера не бывает. Конечно, есть продюсер Леонид Филинов, который все эти процессы сделал. У нас есть команда, которая справилась как административно, так и творчески, и технологически.
— «Бабич» и «Первая республика» связаны между собой. Возможно ли, что в итоге появится трилогия?
— Сам проект «Первая республика» задумывался как сериал из семи эпизодов. Соответственно, когда были сложности с финансированием, мы решили делать одну серию — «Бабич«. После этого, когда мы поняли, что будем делать продолжение, стало ясно, что будут две совершенно разные картины. Потому что те люди, которые будут смотреть «Первую республику«, возможно, не посмотрят «Бабича«. А многие, кто посмотрит «Бабича«, не будут смотреть «Первую республику«. Поэтому это две независимые картины, которые дополняют друг друга смыслом, но не творческим подходом, не стилистикой. Это мой абсолютно новый режиссерский проект, с новым творческим подходом.
— Будет ли продолжение у «Первой республики«?
— Все мое творчество связано с тем, чтобы продолжать все, что я делаю. Поэтому для меня даже не важна оценка. Важно, чтобы была возможность что-то делать. Это для меня главный приз, который вообще существует в жизни.