Председатель Союза кинематографистов Республики Карелия верит в то, что кино поможет преодолеть ей кризис.
«Кино – это не где-то в Москве, кинематографом можно заниматься даже в Сегеже», – утверждает председатель Союза кинематографистов Карелии Алексей Бабенко. Сняв вместе с петрозаводским режиссером Владимиром Рудаком трагикомедию «Ананас«, отмеченную в 2016 году специальным призом международного фестиваля «Кино без барьеров», Бабенко с коллегами по союзу замахнулся на создание в республике своей киноиндустрии. И даже нашел на это деньги – по крайней мере, на то, чтобы построить в Карелии профессиональную киностудию и съемочный павильон.
Совместный проект Союза кинематографистов республики, Петрозаводского государственного университета и их финских партнеров по развитию локальных кинематографических ресурсов на приграничных территориях Карелии и Финляндии получил поддержку международной программы ENI Karelia. Финансируется эта программа за счет средств Европейского союза, Финляндии и России.
В конце января Алексей Бабенко представил свой проект на заседании «круглого стола» в Национальном музее Карелии, где обсуждалась деятельность некоммерческих организаций республики в сфере культуры. По словам Бабенко, развитие карельского кино позволило бы повысить привлекательность региона не только для туризма, но и для ведения бизнеса. Мы поговорили с председателем Союза кинематографистов Карелии о том, станет ли когда-нибудь республика Голливудом.
– Когда я слушал твое выступление на заседании «круглого стола», не раз вспоминал сцену из любимой советской кинокомедии «Двенадцать стульев», где Остап Бендер рисует жителям Васюков планы проведения в этом уездном городе межпланетного шахматного конгресса. Откуда у тебя уверенность в том, что кинематограф может стать средством развития территории?
– Во-первых, из-за того, что происходит сейчас в мире. Мы наблюдаем процесс индустриализации 4.0, когда исчезают привычные социальные классы. В мире больше нет противостояния социализма и капитализма, но полярность начинает проявляться внутри страны. Мы стоим на пороге серьезного кризиса, а кинематограф – это то поле, где всегда взаимодействовали люди самых разных направленностей – писатели, художники, режиссеры, представители технических специальностей. Это – площадка, на которой методы творческой коммуникации отрабатывались очень давно, и кинематограф, таким образом, просто предназначен для сегодняшнего времени по своей природе.
Во-вторых, моя уверенность исходит из взрывного развития самого кинематографа. Сколько сейчас снимается сериалов! Сколько появляется визуальных материалов в Интернете! Мы видим все предпосылки того, что кинематограф и дальше будет очень мощно развиваться.
А то, что это ресурс развития региона, на мой взгляд, тоже очевидно. В Карелии очень сложно представить появление нового промышленного производства чего-либо. Что могли запустить, уже запущено. Многие прежние производства сворачиваются, потому что в Китае это делать дешевле. Это глобализация! Но вот производство творческого контента, который очень тесно связан с природными ресурсами Карелии, перспективно.
Простой пример – у нас будет VR-камера, и я задумал с ее помощью осуществить проект под названием «Kizhi Silence» («Тишина Кижей»). Идея заключается в том, чтобы поставить на Кижах эту VR-камеру и записать тишину острова в разные времена года, после чего сделать нарезку, которая позволит человеку в офисе надеть VR-очки или воткнуть в голову какой-нибудь новый гаджет и оказаться в пространстве тишины. Т.е. кинематограф – современные методы визуализации – дает людям ощущение природы, которого они лишены, но которое еще сохранила Карелия.
– А в конечном итоге ты хочешь создать в Карелии свой Голливуд? Или все-таки речь не идет о крупной киноиндустрии?
– Я думаю, что Голливуд – это как раз пример старой модели. Сейчас на слуху уже Netflix или HBO, которые не находятся в Голливуде. «Викинги» сняла канадская кинокомпания, и «Игра престолов» – это тоже не голливудский продукт. Глобализация запустила очень мощный процесс реструктуризации кинематографа, поэтому бессмысленно пытаться строить какую-то крупную киноиндустрию, когда в мире все происходит наоборот. Мы не хотим создавать в Карелии свою «фабрику грез», мы хотим, чтобы в республике появилась открытая площадка, на которую могли легко зайти режиссеры и найти то, что им нужно для реализации своих творческих замыслов. Задача – немного «прокачать» регион на предмет кинематографичности. Как люди учатся рисованию, так и у региона должен появиться навыки кинопроизводства. Наш проект поможет создать в Карелии свою киношколу и киноинкубатор, который позволит творческим людям реализовать кинематографические стартапы. Может, мы доживем и до того времени, когда в республике появится и высшее образование в сфере кино.
– Так мы будем снимать большое кино?
– Конечно! Когда я смотрю «Фарго» или «Твин Пикс», я понимаю, что это Карелия. Сейчас в тренде съемки сериалов в небольших городах. Режиссеры ищут какие-то колоритные местности или их мифологизируют. А Карелия просто создана для таких съемок! Да у нас сами названия городов полны мистики – Кондопога, Костомукша, Лахденпохья…
– В своем выступлении ты привел пример симфонического оркестра, который довольно затратно содержать, но который является стимулом для привлечения в регион образованных людей. В Карелии симфонический оркестр уже есть, однако население из республики все равно уезжает. Почему ты считаешь, что кинематограф его удержит или даже будет способствовать притоку в Карелию новых жителей?
– У кинематографа есть понятие «эко плейсмент». Когда мы с Володей Рудаком сняли фильм «Ананас«, люди пришли в кино, увидели его и сказали: «О, какой у нас красивый город!». В кино мы ищем локации и снимаем красиво, и люди видят город совершенно в другом свете. Так же будет и с Карелией. Мы покажем ее так, что люди скажут: «Как тут классно!». В кино создается атмосфера, и эта атмосфера присутствует на фоне карельских декораций. А у нас, действительно, классные места!
Но дело не только в симфоническом оркестре. У меня есть в Петрозаводске знакомый, который занимается IT. У него хорошая фирма, хороший стартап в Финляндии, у него работают несколько программистов, которым он платит неплохие деньги. Но его жена мне говорит: «Нам хорошо в Карелии, мы не будем отсюда уезжать, потому что в Петрозаводске очень хорошая сеть дополнительного образования для детей». Мне вообще кажется, что у таких небольших городов, как Петрозаводск, большое будущее.
Когда ко мне приезжают знакомые москвичи, я им предлагаю «терапию маленького города». Мы два дня ходим по театрам, кафешкам, спокойно общаемся. Пятнадцать минут мы на берегу озера, пятнадцать минут – в скалах, и через два дня в людях происходят положительные перемены.
Уже известно, что в конце этого года Илон Маск закроет землю сетью спутников, и вайфай будет везде. А кинематограф – это та индустрия, когда ты можешь жить в Петрозаводске, но быть вовлеченным в мировые процессы, зарабатывать деньги и ездить на фестивали.
Интервью записал Валерий Поташов.