0

Алексей Бабенко: «Карелия создана для съемок»

Алексей Бабенко

Председатель Союза кинематографистов Республики Карелия верит в то, что кино поможет преодолеть ей кризис.

«Кино – это не где-то в Москве, кинематографом можно заниматься даже в Сегеже», – утверждает председатель Союза кинематографистов Карелии Алексей Бабенко. Сняв вместе с петрозаводским режиссером Владимиром Рудаком трагикомедию «Ананас«, отмеченную в 2016 году специальным призом международного фестиваля «Кино без барьеров», Бабенко с коллегами по союзу замахнулся на создание в республике своей киноиндустрии. И даже нашел на это деньги – по крайней мере, на то, чтобы построить в Карелии профессиональную киностудию и съемочный павильон.

Совместный проект Союза кинематографистов республики, Петрозаводского государственного университета и их финских партнеров по развитию локальных кинематографических ресурсов на приграничных территориях Карелии и Финляндии получил поддержку международной программы ENI Karelia. Финансируется эта программа за счет средств Европейского союза, Финляндии и России.

В конце января Алексей Бабенко представил свой проект на заседании «круглого стола» в Национальном музее Карелии, где обсуждалась деятельность некоммерческих организаций республики в сфере культуры. По словам Бабенко, развитие карельского кино позволило бы повысить привлекательность региона не только для туризма, но и для ведения бизнеса. Мы поговорили с председателем Союза кинематографистов Карелии о том, станет ли когда-нибудь республика Голливудом.

– Когда я слушал твое выступление на заседании «круглого стола», не раз вспоминал сцену из любимой советской кинокомедии «Двенадцать стульев», где Остап Бендер рисует жителям Васюков планы проведения в этом уездном городе межпланетного шахматного конгресса. Откуда у тебя уверенность в том, что кинематограф может стать средством развития территории?

– Во-первых, из-за того, что происходит сейчас в мире. Мы наблюдаем процесс индустриализации 4.0, когда исчезают привычные социальные классы. В мире больше нет противостояния социализма и капитализма, но полярность начинает проявляться внутри страны. Мы стоим на пороге серьезного кризиса, а кинематограф – это то поле, где всегда взаимодействовали люди самых разных направленностей – писатели, художники, режиссеры, представители технических специальностей. Это – площадка, на которой методы творческой коммуникации отрабатывались очень давно, и кинематограф, таким образом, просто предназначен для сегодняшнего времени по своей природе.

Во-вторых, моя уверенность исходит из взрывного развития самого кинематографа. Сколько сейчас снимается сериалов! Сколько появляется визуальных материалов в Интернете! Мы видим все предпосылки того, что кинематограф и дальше будет очень мощно развиваться.

А то, что это ресурс развития региона, на мой взгляд, тоже очевидно. В Карелии очень сложно представить появление нового промышленного производства чего-либо. Что могли запустить, уже запущено. Многие прежние производства сворачиваются, потому что в Китае это делать дешевле. Это глобализация! Но вот производство творческого контента, который очень тесно связан с природными ресурсами Карелии, перспективно.

Простой пример – у нас будет VR-камера, и я задумал с ее помощью осуществить проект под названием «Kizhi Silence» («Тишина Кижей»). Идея заключается в том, чтобы поставить на Кижах эту VR-камеру и записать тишину острова в разные времена года, после чего сделать нарезку, которая позволит человеку в офисе надеть VR-очки или воткнуть в голову какой-нибудь новый гаджет и оказаться в пространстве тишины. Т.е. кинематограф – современные методы визуализации – дает людям ощущение природы, которого они лишены, но которое еще сохранила Карелия.

– А в конечном итоге ты хочешь создать в Карелии свой Голливуд? Или все-таки речь не идет о крупной киноиндустрии?

– Я думаю, что Голливуд – это как раз пример старой модели. Сейчас на слуху уже Netflix или HBO, которые не находятся в Голливуде. «Викинги» сняла канадская кинокомпания, и «Игра престолов» – это тоже не голливудский продукт. Глобализация запустила очень мощный процесс реструктуризации кинематографа, поэтому бессмысленно пытаться строить какую-то крупную киноиндустрию, когда в мире все происходит наоборот. Мы не хотим создавать в Карелии свою «фабрику грез», мы хотим, чтобы в республике появилась открытая площадка, на которую могли легко зайти режиссеры и найти то, что им нужно для реализации своих творческих замыслов. Задача – немного «прокачать» регион на предмет кинематографичности. Как люди учатся рисованию, так и у региона должен появиться навыки кинопроизводства. Наш проект поможет создать в Карелии свою киношколу и киноинкубатор, который позволит творческим людям реализовать кинематографические стартапы. Может, мы доживем и до того времени, когда в республике появится и высшее образование в сфере кино.

– Так мы будем снимать большое кино?

– Конечно! Когда я смотрю «Фарго» или «Твин Пикс», я понимаю, что это Карелия. Сейчас в тренде съемки сериалов в небольших городах. Режиссеры ищут какие-то колоритные местности или их мифологизируют. А Карелия просто создана для таких съемок! Да у нас сами названия городов полны мистики – Кондопога, Костомукша, Лахденпохья…

–  В своем выступлении ты привел пример симфонического оркестра, который довольно затратно содержать, но который является стимулом для привлечения в регион образованных людей. В Карелии симфонический оркестр уже есть, однако население из республики все равно уезжает. Почему ты считаешь, что кинематограф его удержит или даже будет способствовать притоку в Карелию новых жителей?

–  У кинематографа есть понятие «эко плейсмент». Когда мы с Володей Рудаком сняли фильм «Ананас«, люди пришли в кино, увидели его и сказали: «О, какой у нас красивый город!». В кино мы ищем локации и снимаем красиво, и люди видят город совершенно в другом свете. Так же будет и с Карелией. Мы покажем ее так, что люди скажут: «Как тут классно!». В кино создается атмосфера, и эта атмосфера присутствует на фоне карельских декораций. А у нас, действительно, классные места!

Но дело не только в симфоническом оркестре. У меня есть в Петрозаводске знакомый, который занимается IT. У него хорошая фирма, хороший стартап в Финляндии, у него работают несколько программистов, которым он платит неплохие деньги. Но его жена мне говорит: «Нам хорошо в Карелии, мы не будем отсюда уезжать, потому что в Петрозаводске очень хорошая сеть дополнительного образования для детей». Мне вообще кажется, что у таких небольших городов, как Петрозаводск, большое будущее.

Когда ко мне приезжают знакомые москвичи, я им предлагаю «терапию маленького города». Мы два дня ходим по театрам, кафешкам, спокойно общаемся. Пятнадцать минут мы на берегу озера, пятнадцать минут – в скалах, и через два дня в людях происходят положительные перемены.

Уже известно, что в конце этого года Илон Маск закроет землю сетью спутников, и вайфай будет везде. А кинематограф – это та индустрия, когда ты можешь жить в Петрозаводске, но быть вовлеченным в мировые процессы, зарабатывать деньги и ездить на фестивали.

Интервью записал Валерий Поташов.

Оригинал

Союз кинематографистов Республики Карелия

Союз кинематографистов Республики Карелия

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.